АЙКИ и КОНТЭН - или чем дополнить айкидо

 

Ю.Ю.Сенчуков
http://www.conten.ru/

Вопрос с форума, тема " Ударной техникой какого БИ можно дополнить Айкидо "

Я практикую АЙКИДО. Практикую ежедневно. Тренируюсь в секции, делаю спец. комплексы, машу бокеном и дзё часами. Но я столкнуся с тем что нужно ставить ударку локтями и ладонями. Стопы и кулаки у меня в порядке-был значительный опыт традиционного каратэ. Что подскажите? И, скажем, на каких тренажёрах лучше отрабатывать названные выше удары? Заранее спасибо, бойцы!

Как дополнить технику айкидо ударами и где их взять?

Вопрос для КОНТЭНа более чем "родной. Как-никак, КОНТЭН вырос из хапкидо, пасынка (если не бастарда) айки-дзюцу, в котором проблема совмещения ударов с бросками уже ставилась. Решена или нет - вопрос, конечно, неудобный: "классические" формы хапкидо - то есть, те формы, которые там сегодня подаются как классические, мало кого могут удовлетворить. Ни один ударник без слез не
взглянет, никто никогда не видел ни одного сильного удара не то, чтобы по доске - по мешку, нанесенного таким способом. Ноги-то тэквондоинские, спору нет, а вот руки... так бить не хочется. В бою - тем более так лучше не бить.

Не поймут.

Я эту "классику" очень долго перерабатывал, искал у "соседей", и пришел к макки, как универсальной форме удара. То есть, можете просто брать формы из КОНТЭНа или из ДЦШ, если нужно что-то уже готовое и по движку близкое. Ну или из тайцзи - только сперва найдите того тайцзишника, который действительно умеет так бить. Или - смотрите ниже, про Сигала.

Если же вы ставите себе задачу именно САМОСТОЯТЕЛЬНО "раскрутить" удары, развивая свое личное боевое умение, то здесь примите мое мнение как совет. Пройдя этим путем, я имею очень много чего сказать на эту тему.

Первое - с удовольствием присоединяюсь к Доку и Дереку. Хотел сказать то же самое - айкидо, как потомок айки-дзюцу, в основе своей фехтовальная школа. Значит, удары преджде всего должны ставиться фехтовальные, "родные".

Боккен в руки - и вперед. А еще лучше - кольчугу на тело, шлем на голову - а потом нечто в руки - не боккен, боккен жалко: сломается. Стальной меч нужен. И туда же. Потому что важен не столько удар, сколько связанные с ним перемещения, чувство дистанции и тайминг. А в самом ударе важно именно принятие факта, что нужно бить сильно быстро и не жалея. Прямо по балде. И при исполнении любых приемов расчет должен быть именно на такой удар.

Я считаю, что безоружные приемы в айки-дзюцу (еще до перехода его в "до") возникли как важное подспорье, средство противодействования обезоруживанию - этакая фаньциньна. То есть, подразумевалось именно то, что удары будем наносить скоре всего мечом - в том числе его рукояткой, в меньшей степени локтем, в еще меньшей кулаком. Айки-до же в смысле "до" или путь, по моему, как
раз более демонстрирует умение обойтись без таких воздействий - типа "мой уровень настолько высок, что бить не обязательно". Дело не в том, что удары "запрещены" - они должны быть НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ. Типа, и так управлюсь - бить-то зачем? Жалко же неумеху...

То есть, айкидо, как в общем Уэсиба и говорил, это не столько бой, сколько отношение к бою. И "любовь" тут формулируется приблизительно так: "У-тю-тю, дурашка! Ну чего ты так стараешься, глупенький? Ну вот, упал. И еще упал. Ну хорош, полежи, а то совсем убьешься..."

Такое ОТНОШЕНИЕ удары отрицает - это очевидно. Но такое отношение и никаких добавок не требует - зачем же было отказываться от удара? Неужто чтобы потом добавлять удар? С точки зрения айки - это означает расписаться в своем непонимании"айки". Но такое отношение требует очень хорошей ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ отработки ударов мечом, большого опыта боя на мечах - до той степени, когда ты действительно сможешь так относиться к противнику. Но такая любов не есть гут. Люди бывают разные, и некоторые из них тренируются не меньше тебя. И некоторые ходить тоже учатся. И научаются. Поэтому благоразумный человек противника не "любит", а уважает.

Копировать такое отношение к бою, не имея на то солидного основания в виде мастерства - все равно что пытаться применять в бою "мастерские фишки" из какой-то показухи. Ногами яблоки разбивать, доски ломать, сальто крутить и пр. Ну да, на кого-то это может и подействует, но могут быть просто большие и толстые невоспитанные дядьки, которые всех этих изысков не оценят, а просто вцепятся в вас, как тот америкос в шеф-инструктора Айкикай - и привет, конфузия. И вся красота, конечно, пойдет на нет.

Поэтому люди благоразумные красоту, конечно, ценить умеют - но при этом понимают, что главное не красота, а умение НАДЕЖНО выполнить прием, четко контролировать противника. И если уж ты фехтовальщик, то прежде всего научись правильно фехтовать, а не красиво выпендриваться без меча. Умело выполненный прием всегда выглядит красивым - но далеко не всегда наоборот.

Вот когда будет у вас это "и так", тогда будет и подлинное айки.

Оно свидетельствует о мастерстве, как шпагат - о хорошей растяжке. Показушное же "изображение айки" - то же самое, что и купленный сертификат: одна видимость. "Айки" нарабатывается так же постепенно, как и шпагат - поскольку сдуру можно порвать даже хакама - и не только. Причем начинать работу приходится с чего-то, на шпагат похожего очень отдаленно. Точно так же и понимание "айки" или "хапки" приходится начинать с вещей, казалось бы, от них весьма далеких.

Но если вы хотите иметь настоящее "айки" а не наскоро сляпанный для самообмана муляж, то спешить не стоит.

Учитывая эту особенность предмета, для того, чтобы ответить на ваш весьма практичный вопрос, нужно сперва уточнить: вы хотите взять нечто уже готовое - или поискать ресурсы в самом айкидо? И та и другая позиция понятна: один хочет не ломать себе голову, взять нечто подходящее и более-менее спокойно совместить. Это можно: Сигал же совместил - и шо, хто-то таки хочет Сигалу сказать против?

Желающих крайне мало, поскольку у него вполне неплохо получается. Можно даже сказать - количество желающих убывает в процессе "получания у него".

Тем не менее, возможен и второй путь - кто-то хочет совершенствовать именно свое айкидо и желал бы, чтобы эти движения каким-то образом "подняли " все его искусство - то есть, айкидо. Поэтому он не хочет пришивать себе "сбоку бантик", справедливо опасаясь возможного конфликта навыков - что часто происходит вплоть до вытеснения одного другим (зачастую у того же Сигала).

Тут уместно обратиться к комментарию Юрана (рад был видеть!): описанная им (во всех смыслах)ситуация "совмещения" айкидо с чем-либо наиболее типична. Но она может возникнуть и не только в том случае, когда кикер или каратист пытается перекроить айкидо на свой манер - я видел и ситуацию,в которой айкидок (то есть, дан у него был именно по айкидо, и он яростно утверждал, что ничем более не занимался) "поучавствовав" плотно в боях без правил, начал драться "как там".

Ученикам он ставил прежде всего удары, более похожие на кик-боксинг и захваты из дзюдо и вольной, а до классики айкидо "руки как-то не доходили". Причем продолжал считать то, что он делает, именно айкидо - хотя ни характерных премещений, ни даже уходов с линии атаки у него более вобще не было видно. А броски, если и были - были классным дзюдо: хоть в учебник ставь.

Итак - если мы хотим идти вторым путем, то есть СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ свое мастерство, делая движения более эффективными, более униваерсальными и многоцелевыми, то нужно оценить, какими средствами изначально располагает само айкидо.

Приемы, которые айкидо считает "фирменными" все базируются на хорошем хвате кистей (меч) и прежде всего умении вовремя переместиться и правильно срезать угол. То есть, это именно фехтовальная манера. Повторюсь - это манера очень опытного фехтовальщика, четко чувствующего направление удара и дистанцию, и по причине явного превосходства не жедлающего обнажать меч.
И так, типа, обойдусь. Уэсиба был очень опытным фехтовальщиком, поэтому мог себе это позволить - но, как уже неоднократно говорилось, попытки копировать Уэсибу - не самый лучший способ научиться тому же. На промежуточных этапах подготовки (см приемы тридцатых годов) он был весьма жесток, драчлив и охотно применял силу, кою банально качал. То есть, я считаю, что этот этап - как этап, а не завершение процесса - был не менее важен. "Сибаритство" и "любов" в виде чистого "айки" возможно с опытом практически в любой системе - и высшие приемы всех без исключения БИ это подтверждают.

Таким образом, выходит, что если мы хотим дополнить технику айкидо ударами, не нарушая при этом принципиальную установку на "айки", то мы должны отрабатывать прежде всего фехтовальные атаки. Вот, к примеру,Сигал как поступил? Взял не мудря особо "филиппинскую палку", которая как-никак фехтовальная техника, только на меньшем кругу в качестве базы, а вдобавок имеет кучу безоружных раскладок - вот и вся недолга. Соединение вышло вполне эффективным, как я полагаю, именно из-за сходства двигательной базы.

Но мы попробуем сами - без постороних привязок. Раз айкидо - школа фехтовальная, значит и здесь должно сие отыскаться. Или самураи не рубились короткими вакидзаси и не тыкались ножами? Еще как!

Если смотреть по айкидо, то видно, что палка - это фактически очень длинный меч, а нож - очень короткий. Чем короче оружие, тем больше в нем доля рукопашки. Палка, меч, нож - все этоиспользуется максимально простым способом либо как рычаг, либо чисто тактически - через перемещение. То есть - после отработки рубки на палках и мечах, при наличии уверенного чувства удара, жестких наработанных рук, мы переходим (естественно) на нож, как более короткий вид оружия, а потом на аналогичные удары кулаком и ладонью - на тех же принципах, практически
без изменений.

Как справедливо тут заметили, шуто бить не стоит - это опасно, можно без руки остаться. В ребре ладони очень хрупкие трубчатые кости, которые лучше для удара не использовать. А вот углом ладони, то есть сэйрюто - в самый раз. когда вы на улице поскальзываетсь, в гололед - чем вы по земле бьете, на что опираетсь? На ладонь, на это место.

То есть, эта часть руки естественно обладает наименьшей "боязнью удара". Кстати, все "разбивальщики" кирпичи колют именно так. Выгода удара ладонью еще и в том, что при ударе мы можем еще и выполнить прихват - и продолжить движение в лучших традициях айки (и фехтования), закручивая оппонента и выводя его из равновесия. Прихват выполняется как за волосы, так и "за шкуру" (бонус - дополнительный болевой эффект). Само собой разумеется захват за одежду или прихват за сустав (плечо, колено,локоть, кисть) после сбивающего удара. Мне Па Сит такое в своем хапкидо показывал, как базовый вариант захвата вообще: "ошпаривающий" удар по конечности, на долю секунды переключающий внимание - это он и использует для того, чтобы вывести тебя этим захватом из равновесия. Захват в этом случае не хватается, а захлестывается, словно кнут или мокрое полотенце. Вполне, кстати фехтовальное движение. И нарабатывается достаточно быстро.

Как вариант, можно, конечно, для удара по твердой цели или при каких-либо сомнениях использовать "тэтцуй" - то есть, если придется кого-то учить, в качестве базового тоже лучше его использовать. Захват в этом случае можно брать подмышкой или локтевым сгибом (это отдельная тема).

Поясню, почему я выделил именно маховые удары большого и малого круга - они не только базируются на тех же фехтовальных движениях, но они же являются и залогом любого броска. Переводы и отсекания рук противника, одновременные удары и отбивы (батманы) - все это реализуется именно благодаря маховым, веерным движениям. Проблема соединения бросков и ударов, которая для многих очень трудно разрешима, коренится именно в том, что удары у них выставлены в виде прямолинейных тычков, а для перехвата рук и броска чаще всего нужны именно маховые, круговые действия. В итоге требуется сознательно "переключение" из одного вида двигательной активности в другой - в то время как для боя нужен легкий, естественный переход от броска к удару и наоборот выполняемый совершенно одинаково и происходящий в результате изменения самой боевой ситуации. То, что такого перехода нет, не дает системе быть по-настоящему единой - и поэтому ведет либо к ее распаду на две независимые части, либо к вытеснению одного другим. Пример - каратэ. Отказались от рубящих, сосредоточились на "цки" - и броски отвалились. Причем настолько незаметно, что многие каратисты не верят, что они вообще были.

То есть, в айкидо все фактически уже есть - только выполнять это нужно не так. Не "канонически",не "сверху вниз" - а с реальной скоростью и дистанцией - и по реальным фехтовальным траекториям. От "канонического" удара, предназначенного именно для того, чтобы он НЕ УДАЛСЯ, только дурак не уйдет, в реальности он может быть только добивающим. Уэсиба же зачем-то всячески превозносил косой "крест айки", он был у него чуть ли не культовым. Ну и? Айкидоки почему-то этим крестом не пользуются. И зря - дед-то свое дело все-таки знал.

Сдается мне, что вместо славословий и упрямой защиты догматов (которые противоречат тому что говорил Уэсиба - хотя бы и в данном случае) лучше было бы внимательно посмотреть на то, что он оставил, на собственный арсенал, с большей часть которого современный айкидок не знаком совершенно. Тупо учат вертикальный удар, изначально бывший всего-навсего дыхательным упражением (именно так) и ждут откровения свыше - а между тем, каждый истфех знает, что рубить надо наискось, по "лежачей" восьмерке, в которой максимально используется инерция клинка и он не нуждается в остановках. Эта восьмерка и есть "он самый" - крест айки. То есть, базовая форма нанесения удара ставится по этой восьмерке, тетцуем или сэйкеном при обратном движении. Удар сэйкеном при этом практически никогда не будет прямым - это тот же круг. (Тем, кому по каким-то причинам не хочется смотреть на КОНТЭН, стоит внимательно посмотреть на какой-нибудь тунбэй или багуа).

То есть, будет либо некий аналог апперкота разной длины, либо "плюхи", либо боковые удары, которые ну настолько чудно ложатся на айкидо, что... слов нет. При этом локти выполняют страхующую, обеспечивающую роль - попутно оттирают удар противника, подфиксируют его руку в захвате, и еще много мелочей. Попробуйте ради интереса одно из моих любимых упражнений - выполняйте броски, не пользуясь кистями рук. Представьте себе, что у вас вместо них этакие култышки. Или забинтуйте, в конце концов. Боксерские перчатки, хоть они вроде и напрашиваются, все-таки слишком габаритны - помешают некоторым необходимым "просовываниям". По этой причине не совсем пригодны.

Не потеряйте главное - перемещения. Они - самое важное, то, без чего никакое "айки" немыслимо. Они же могут обеспечить поистине чудовищную мощь удара при правильном "ирими". Уход и уклон вместо парирований, блок (то есть, лишение подвижности) прижиманием телом и рукой - так у вас же это все уже есть! Псомотрите внимательно, как Нисио или Саотомэ удар "снимают". Нужно только подумать, как сделать это короче и резче. Это не так сложно, как кажется - если исходить из ФЕХТОВАНИЯ, а не из привычного образа айкидо.

Результат будет вполне классическим, который можно видеть в исполнении самых разных мастеров: "тэнчин-нагэ" в форме апперкота со встречным входом, "кайтэн-нагэ" в форме удара в затылок, икке в форме вполне боксерского "кросса" через бьющую руку - с попутным икке же в качестве логичного завершения. С не менее логичным попутным ударом коленом "в шаг" навстречу в опускающийся фэйс.

Но это уже не айкидо. Это уже КОНТЭН получится. Ни малейшего признака любви - но зато огромное уважение к противнику, как к опасному в любом положении существу. Которое можно обезвредить, только необратимо поломав.

Далее, по ходу: как мы видим, с руками-то у айкидо рабочего материала уйма. С ударами ногами сложнее. Говорят, айки-дедушка перед самой смертью хотел что-то такое разработать, да не успел. На его месте я бы озаботился этим гораздо раньше: удары ногами ипо ногам - самая большая слабость айкидо. Без перемещения оно ничто, а ноги практически оставлены без внимания. Конечно, если у тебя меч, то ты их этим же мечом и прикроешь от чего угодно (с лоу-киком на шашку,хе-хе), но вот в рукопашке... То есть, с точки зрения фехтования все учтено, а о рукопашке как-то забыли. Ну и что же такое айкидо после этого, как не фехтовальная школа?

Учитывая то, что большинство современных айкидоков мечом пользоваться не умеют, можно еще и так сказать: современное айкидо - это узкоспециализированный аспект дзю-дзюцу, посвященный противодействию попытке обезоруживания. В этом случае сам факт специализации также снимает и отсутствие ударов, и странное отсутствие внимания к защите ног. И заодно объясняет, почему супостат так отчаянно за руку цепляется - еще бы: отпустишь - зарубят.

А если уж говорить о СИСТЕМЕ, то система должжна учитывать все варианты. Так что до системы айкидо не доросло - по упущению О-Сенсея, при всем уважении.

Ну да ничего. Мы уже знаем, где искать - или, во втором случае, ЧТО искать. Шоссона-то, жаль, сегодня нигде не найти - а то было бы наиболее правильным прежде всего там поискать. Уверен, что была бы уйма вполне айкидошных вариантов. Так или иначе, сделайте ставку на "нижние ноги" - иначе "фирменные" броски пропадать начнут, они при дальней работе ногой просто не найдут себе места.

То есть, наиболее подходящая по принципу работа ногой действительно наиболее наглядно представлена в тайцзи, а еще лучше багуа. Но багуа боевого тоже пока не найти (ждем, ждем книги издательства "Вэнь У"!), поэтому посмотрим на тайцзи.

А может... да, вполне оправданно будет. Сходите к кадочниковцам. Поищите тех из них, кто ногами работать умеет. Не пинается, не бывший дзюдоист (хотя и это тоже польза), а именно управляет ногой
противника. Или хоть "болевой прием" посмотрите - чисто ради образца. Другого-то все равно больше ничего не найти - а для примера это "русское айкидо" вполне сгодится.

Ваша тактика на ногах - наступ, подлом, вытеснение. Если удар - то его цель прежде всего сорвать перемещение противника: к ступню, в колено, в икру - причем, как правило в опорную ногу, особенно в то время, когда противник хочет пнуть вас, и стоит на одной ноге. Перемещаясь сами, не давайте свободно перемещаться ему. Наступайте на ногу. Наступайте на подколенный сгиб. Выталкивайте бедром. Этого уже будет вполне - при описанной выше работе руками.

Кстати - поработайте ваши классические техники против ноги. То есть, захват можно брать не только способом "уход с линии пинка - захват за руку с "пинковой стороны", но и простым захватом за ногу. Ногу можно перенаправлять не хуже, чем руку, теми же способами, к ней только привыкнуть надо - а так принципиальных различий нет: делайте свою же привычную классику. Захват только придется чуть поменять - не вцепляться "канонически" в ступню, а используя указанный выше метод, в основном работать "без кистей". Такая работа не только расширит диапазон ваших возможностей, но и избавит от страха пред ударами ног.

Кстати - в конце концов, можно по этим ногам просто бить кулаками, (как многие боксеры, придерживающиея своего "до", и делают), теми же боковыми или рубящими ударами, по фехтовальным канонам - то есть, под острым углом к разрубаемому предмету. При хорошей постановке удара желание пинаться быстро пропадает .

Позаботьтесь о том, чтобы научиться ногами парировать удары ног, не получая повреждений - или перенаправлять их - тут можно повнимательнее присмотреться к каратистским подсечкам. Есть очень много хороших вариантов.

Повторяю - это если мы с вами хотим сохранить "айки", как "до". Для этой цели наиболее важным будет учиться выполнять все эти действия в процессе собственного перемещения, "в шаг", не останавливаясь, не ломая рисунок движения, не концентрируясь на них. Так, мимоходом, незаметно, скрытно (ах, штаны, штаны! Вот поистине секретное оружие айкидо!) - и при этом на верхнем уровне контролируя руки противника(с ударами или без).

Вот такие мои соображения на этот счет.

К тому же хочу добавить следующие соображения, чисто КОНТЭНовские. Сверхзадачей любой боевой системы при контакте с противником является выстраивание и сохранение структуры тела, обеспечивающей бойцу наиболее выгодные условия для вложения силы - и соотвествненно, наименее выгодные для протиника. То есть, бойцы в бою прежде всего стараются разрушить структуру противника, или, как высший пилотаж, "инсталлировать" ее части или всю целиком в свой замысел. То есть, вот оно, айки - с "ки", как координацией. Первая задача является главной, вторая - сопутствующей. Если мы собираемся достичь каких либо успехов в этом направлении, иначе быть не может - мы постоянно будем попадать в ситуации, когда его стуктура выстроена, а наша еще нет.

Колупаться, конечно, как-то можно - но именно колупаться, иначе не скажешь - тут уж не до айки. Единственным залогом успеха в любом случае является перехват инициативы - именно это и есть "айки", и ничто другое.

Таким образом, основная задача - разрушить структуру. Боксеры подразумевают именно это, говоря свою любимую присказку о бросках: "выруби голову - тело упадет само". Это их способ разрушения структуры. Тайский или кекусиновский способ - поломать ноги, то есть, изначально лишить любую структуру обеспечения и твердой опоры. Дзюдоисты с этой же целью хватают протиника и дергают его туда-сюда - выводят его из равновесия, а уже потом проводят бросок.

На это стоит обратить внимание - очень многие (я бы сказал, слишком многие) не видят в этом ничего особенного, не чувствуют этого разделения, и в результате рвут противника с места, силой. Причем даже многие спецы тайцзи.

Бросок в таком исполнеии действительно малоэффективен, затруднителен. И затянут. Пример - исполнение бросков безусловно талантливым мастером Лян Шоуюем, автором бесстилевой формы Сяояошуай, посвященной 36 базовым броскам шуайцзяо в кунфу. Человек занимается кунфу с шести лет - то есть уже более 50 лет - но преимущественно исполняет ката.В результате присутствует перекос в сторону движения "соло" - то есть, он держит равновесие, в то время как при броске противника, тоже имеющего вес, он должен его целенаправленно НАРУШАТЬ в сторону броска.

Результат - высед в сторону противника, который с точки зрения любого дзюдоиста или самбиста является несомненной ошибкой, затруднение и силовая "пролетарская" манера броска без малейшего присутствия "айки".

При том, заметьте, что форма у него вышла очень хорошая, и сам он далеко не новичок. При условии правильного выведения, исполняемого в большинстве случаев именно сознательным нарушением своего равновесия, противник летит, как перышко - или, по субъективным ощущениям, скорее переворачивается в воздухе, как доска.

Кстати - совместите одно с другим: дайте носком ботинка по ноге, подворачиваясь в бросок - результат превзойдет все ожидания (вполне в духе советов по ногам). Если рассматривать задачу айкидо, именно как разрушение структуры противника или ее использование в своих целях, то для этого ВНИМАНИЕ! - вовсе необязательно ждать, пока он вас ударит или захватит. Ведь так или иначе вам все равно придется делать "айки", то есть перехватывать инициативу - не так ли? Так почему же не сделать это сразу? Берите его за руку, за шиворот, с помощью болевого захвата выводите в движение - и используйте его, как и привыкли (дзюдо получается, ха-ха).

Или просто прижимайте его к стене, стулу, не давая встать, не давая выстроить структуру, то есть это движение начать - в этом случае можно обойтись и без болевых (кокю) - но будет более похоже на того же Кадочникова или тайцзи.

Но вообще - в рукопашном бою новое очень трудно придумать. Тело-то одно, механика одна. Поэтому говоря о различиях и школ, чаще всего приходится говорить именно о различиях ПОДХОДОВ, тех способов, которым вы пришли к одному и тому же.

С уважением
ЮЮ.

Источник: КОНТЭН - сайт о боевых искусствах

Написать автору:
zarichnyj@yandex.ru

Вернуться на предыдущую страницу

Вернуться на главную страницу

Сайт управляется системой uCoz