Владимир Вятрович Источник: "Украинская правда" Об украинско-еврейском сотрудничестве в борьбе за независимую Украину Первые более или менее решительные шаги украинской официальной власти на пути к признанию Украинской Повстанческой Армии вызвали ожидаемое сопротивление у представителей левых и пророссийских политических сил. Подконтрольные им СМИ подняли настоящий информационный бум публикаций, главные тезисы которых повторяли традиционный для совпропа набор из "коллаборационизма и братоубийства". Неожиданной оказалась реакция отдельных еврейских организаций, которые тоже высказали свое негодование по поводу процесса реабилитации УПА. Неожиданной хотя бы потому, что не логичной, ведь среди тех, кто в рядах повстанцев проливал кровь за свободу Украины — сотни евреев. О них, забытых, не известных, а теперь еще и позоренных своими соплеменниками наша статья. Сам факт, что с украинским подпольем сотрудничало много евреев, а некоторые из них даже боролись вместе с украинцами с оружием в руках, отбросит обвинения в антисемитизме ОУН. Для многих из них эта организация была той политической силой, которая могла обеспечить нормальное существование еврейского национального меньшинства в будущем украинском государстве. Этот тезис, наверное, удивит многих читателей, привыкших к советским стереотипам об антисемитизме как неотъемлемой черте идеологии украинского национализма. Для его опровержения не будем прибегать к глубоким историческим исследованиям идейно-программных основ ОУН, приведем только несколько цитат. Одна из них — из работы Николая Сциборского 1930 года "Украинский национализм и жидовство" (этноним "жид" относительно евреев употреблялся в Западной Украине до 1939 года, без обидного или отрицательного оттенка). Формулируя задачи украинской власти в возрожденном государстве, он в частности указывает: "Обязанностью государственной власти будет создать для жидовства такие условия, в которых бы оно, пряча свои органические расовые, культурные, религиозные свойства, одновременно втягивалось бы как равноправный фактор в круг общих общественно-государственных интересов и положительного творчества". Учитывая должность автора в структуре ОУН (политический, а со временем организационный референт Руководства Украинских Националистов, один из главных его идеологов) и появление статьи в официозе ОУН "Развитие нации", объявленное утверждение можно считать официальной позицией организации. Эта позиция осталась, в сущности, неизменной и на протяжении следующих лет, несмотря на бурлящий везде в межвоенной Польше, нацистской Германии или даже в послевоенном СССР антисемитизм. Общеизвестные постановления ІІІ Чрезвычайного собрания ОУН с 1943 года гарантировали права на собственную культуру, язык, религию всем национальным меньшинствам. Ведущий идеолог украинского освободительного движения Иосиф Позичанюк в 1944 году в течение внутриорганизационной дискуссии о политическом содержании борьбы отмечал: "В программе не должно быть никакого антисемитизма и какого-либо фобства. В программе должны быть признаны права нацменшинств и даже подчеркнуты льготы тем, кто будет сотрудничать и будет офировать [ будет жертвовать – ВВ] в борьбе за Украинское Государство". В одной из программных работ другого публициста подполья Ярослава Старуха за 1947 год читаем следующее: "Нам вообще, чужда и ненавистна всякая национальная нетерпимость, всякая нетолерантность, любой групповой и национальный эгоизм, шовинизм, погром и прочие подобные проявления...". Итак, такой была теория украинских националистов, но согласовывалась ли она с их практикой? Самым популярным в обвинениях было и для некоторых исследователей остается участие оуновцов в организованных немцами антиеврейских акциях. Члены ОУН, по их мнению, были чуть ли не главными исполнителями и реализаторами немецкой политики Холокоста. Тем не менее, как свидетельствует попытка обвинения бойцов "Нахтигаля" в расстрелах польской и еврейской интеллигенции в 1941 году, эти упреки имеют ярко выраженный политический характер и, как показали новейшие исследования научных работников, не соответствуют действительности. Есть свидетельства об отношении оуновцов, которые по поручению организации служили в украинской полиции, к попыткам немцев привлечь их к антиеврейским акциям. Богдан Казановский, активный деятель ОУН того времени, приводит в своих воспоминаниях интересный эпизод. К краевому предводителю ОУН Ивану Климову-"Легенде" обратился один из заместителей комиссара украинской полиции с советом, каким должно быть их отношение к немецким антиеврейским акциям. "Это не в наших интересах – начал Климов, - уничтожать жидов, так как после жидов придет очередь украинского населения. Мы опекались несколькими жидами старшинами с УГА, врачами и другими специалистами, которые хотели делить судьбу с нашим движением в подполье. Они охотно согласились работать для ОУН, но их не много. Даю поручение, что в антижидовской акции не смеет принять участие ни один член ОУН". Очевидно, некоторые читатели отнесутся с предубеждением к этому свидетельству, как попытке пост-фактум оправдать позицию ОУН ее активным членом. Тем не менее, немецкие документы, авторам которых нечего предъявлять обвинение в симпатиях к украинским националистам, приводят даже более интересную информацию — факты помощи евреям со стороны ОУН. В отчете от 30 марта 1942 года начальник полиции безопасности и СД сообщал, что "Сегодня точно установлено, что движение Бандеры обеспечивает фальшивыми документами не только своих членов, но также евреев". Очевидно, именно такая деятельность украинских националистов стала поводом для немецких обвинений, распространенных в тысячах открыток, что "ОУН является орудием жидовского большевизма". Существует довольно много подтверждений того, что украинские националисты предоставляли помощь и приют преследуемым евреям. Историк Лев Шанковский приводит свидетельства израильского журналиста Льва Геймана, о том, что в Израиле жило 52 еврея, утверждавших, что их спасли украинские повстанцы. Интересно, что среди спасателей была и жена Главного командира УПА Наталья Шухевич, которая на протяжении 1942-1943 годов помогала скрыться семилетней еврейской девочке Ирине Райсинберг. Роман Шухевич знал об этом, более того, он помог сделать ей фальшивые документы на имя Ирины Рыжко. Со временем, когда Наталья была арестована немцами, девочку перепрятали в монастырском приюте для сирот в Кулике. Таким образом она пережила немецкую оккупацию. Защита евреев членами украинского освободительного движения была не одиночным явлением. Зелик Бройлерман упоминает о спасении его и еще пятидесяти евреев повстанцами под командой Романа Полищука.
Много евреев жили в лесах, целыми лагерями, которые существовали под охраной УПА. Например, на Волыни их организовал шеф хозяйственного сектора УПА-север, известный волынский кооператор Василий Мороз -"Зубатый". Согласно еврейским источникам, такие лагеря существовали возле Ратного, возле Порицка, в Крынычках, в лесах вокруг Тучина. Евреи не просто пользовались предоставленным им приютом со стороны украинских повстанцев, но и активно включались в их борьбу. Многие из них становились врачами в повстанческой армии. Фамилии большинства этих людей до сих пор остаются неизвестными, в свидетельствах прошлого они остались под данными им повстанцами боевыми псевдонимами. Итак, в повстанческих материалах находим упоминания о врачах "Белом", "Варме", "Грифеле", "Богдане", "Кузнеце", "Черном", "Куме". Только некоторые из них известны по фамилиям, в частности Самуель Нойман, работавший под псевдонимом "Максимович", Антон Кольман –"Угольщик", Варм Шай–"Сокол" (другой псевдоним "Скрипач"), Абрагам Штерцер. О значительном количестве еврейских врачей в УПА писали даже советские партизаны. В радиограмме командования ровенского партизанского объединения отмечалось: "В настоящее время [речь идет об октябре 1943 года – В.В] среди националистов много евреев, в особенности врачей". По-разному сложилась судьба этих врачей, некоторые из них, как например упоминавшиеся Абрагам Штерцер, вышли из подполья после изменения оккупации и ухода немцев. Некоторые, как Самуель Нойман -"Максимович" и "Кум", продолжили борьбу в рядах повстанцев до смерти. Последний был действительно легендарной фигурой в УПА, поэтому разрешим себе привести более широкую характеристику, которая принадлежит перу подполковника УПА Степана Фрасуляка-"Хмеля". "Доктор "Кум" — известная фигура в УПА. Его знали тысячи повстанцев. Доктор "Кум" по национальности жид, к нам был искренне привязан и хотя Организация разрешила ему после прихода большевиков отойти на легальщину [выйти из подполья — ВВ], он хотел делить судьбу и несчастье с нами дальше, а если понадобится честно погибнуть. Какой хрустальный характер. У меня была возможность с ним часто встречаться и говорить. Доктор "Кум" был оптимистом, верил в нашу победу. Однажды, уже во времена большевицкой действительности, я с ним встретился в Марине, и спросил, почему он не отошел на легальщину. Он мне так ответил: "Знаете господин поручитель, что мне больно, что вы от меня хотите избавиться. Я принадлежу к категории тех людей, которые хорошо долго помнят. Во время немецкой оккупации Организация спасла меня от смерти, почему я должен быть ей не признательным и не помогать повстанцам строить Украину? Я верю, что себя не посрамлю, а вам могу не раз пригодиться". Доктор "Кум" сдержал слово. 26 января 1946 года он погиб в бою с НКВС, охраняя госпиталь с раненными повстанцами. Заслуги "Кума" надлежащим образом оценило руководство украинского освободительного движения – согласно приказу Главного Воинского Штаба УПА, ему присужден Серебряный крест заслуги. Таким образом, он стал единственным евреем, отмеченным такой высокой наградой вооруженного подполья. Участие евреев в УПА не ограничивалась медицинской службой. Один из них, Лейба Иосифович Домбровский –"Валерий", работал в структурах пропаганды подполья. Как свидетельствует докладная записка начальника управления контрразведки "Смерш" 1-го украинского фронта генерал-майора Осетрова секретарю ЦК КП (б)В Никите Хрущову, Домбровский в 1943 году стал работником политического отдела УПА. Он был автором обращений от лица ОУН к армянам, узбекам, таджикам и даже написал отдельную работу "Как московский царизм покорял народы". Попытки продолжить общее украинско-еврейское сотрудничество не завершились и после Второй мировой войны. Недавно в Отраслевом государственном архиве Службы безопасности Украины найдена открытка "Евреи – граждане Украины!" Это пока единственный известный документ ОУН, адресованный специально представителям этой национальности. Он написан в марте 1950 года, то есть во время, когда украинский и еврейский народы снова полностью ощутили на себе силу тоталитарной машины. Ведь это период окончательного подавления вооруженного движения ОУН и УПА, массовых репрессий и депортаций. С другой стороны, это время раскручивания коммунистической пропагандой антиеврейской кампании, которая называлось "борьбой против "безродного космополитизма"". Итак, снова, как уже неоднократно в своей истории, украинцы и евреи получили общего врага. Возможно, упоминавшаяся открытка была лишь началом более широкой кампании по сближению двух наций в общем оппозиционном движении. Автор открытки поздравляет евреев с получением наконец государства Израиль, что стало результатом революционной освободительной борьбы еврейского народа. Украинцы также имеют право восстать за свою независимость. "И так, как еврейские революционеры стали с оружием в руках на защиту человеческих прав еврейского народа и те права завоевали, так и мы, украинские революционери-бандеровцы, стали на путь национально-освободительной борьбы". Как и много других такого рода обращений, открытка заканчивается целым рядом призывов. Здесь, рядом с традиционными "Смерть Сталину и его прислужникам! Смерть московско-большевицким империалистам!", находим и такое: "Пусть живет государство Израиль и дружба между еврейским и украинским народами! Пусть живет Украинское Самостоятельное Соборное Государство! Слава руководителям Украинского Революционного Движения С. Бандере и генералу Т. Чупринке!" Тем не менее, украинцам и евреям не удалось тогда широко развернуть свое сотрудничество. Уже в скором времени после написания этой открытки карательным войскам удалось достичь перелома в борьбе с повстанцами, и на протяжении нескольких следующих лет подавить деятельность украинского подполья. Вместе с тем сотрудничество удалось наладить украинским и еврейским политзаключенным в лагерях. Его символом можно назвать Герша Келлера, еврея, бывшего воина УПА, ставшего одним из руководителей самого большого лагерного восстания в Кенгире в 1954 году, где большинство восставших составляли украинцы. Так же успешным стало сотрудничество украинских и еврейских диссидентов, которые объединились в борьбе против тоталитарного режима в 1960-1980-тые года. В истории украинцев и евреев есть много страниц, которые нас разделяют — мы не должны их обходить. Тем не менее никто не имеет права перекручивать и искажать в собственных политических интересах те, которые показывают примеры сотрудничества между нашими народами, примеры, которые могут оказывать содействие дальнейшему развитию приятельских отношений между ними. Владимир Вятрович, кандидат исторических наук, Украинский институт национальной памятиИсточник: "Украинская правда" |
Вернуться на предыдущую страницу