Так сказал Заратустра

Древнеиранский пророк Заратустра (в греческом варианте -- Зороастр) жил предположительно в шестом веке до нашей эры, то есто намного раньше Будды, Христа, Мухаммеда. Заратустру считают составителем древнейшей части Авесты - Гаты. Авеста - священная книга зороастрийцев, называемых еще огнепоклонниками. Со временем эта книга обросла комментариями и дополнениями и стала зваться Зенд-Авеста. К сожалению, до нашего времени сохранились лишь некоторые куски, обрывки Авесты.

Взамен языческому многобожию Заратустра (одним из первых, наверное) ввел понятие единого Бога, называемого Ахура-Мазда. Однако в зароастрийской религии очень сильна концепция дуализма. Ахура-Мазде противостоит Ангро-Майнью - аналог христианского дьявола. Нравственность, чистоплотность, мужество, благородство занимали в жизни древних зороастрийцев не последнее место. Они, как поет Шуфутинский, "ненавидят ложь и цифру шесть". Именно этим так понравился Заратустра Фридриху Ницще. Немножко затронуть философию Ницше я собираюсь в следующем выпуске рассыки.

Считается, что, как и жрецы Древнего Египта, зороастрийские священнослужители были носителями древних знаний, магии и астрологии. Последователем авестийской астрологической традиции называет себя Павел Глоба.

"Заратустра, составитель древнейшей части "Авесты", собрания священных книг, пользовался беспрецедентным почитанием в античном мире и в иудаизме. Зороастрийские жрецы-маги подтверждали и мессианское призвание Богомладенца Иисуса. Замечу, что "маг" (волхв) -- латинская форма древнеперсидского слова "магу" -- жрец, священнослужитель."
Архимандрит Августин (Никитин) "Так что же сказал Заратустра?"

"Зороастрийский солнечный календарь, названия месяцев которого существуют с V века до нашей эры, по сей день используется в Иране. В зороастрийском календаре 12 месяцев, каждый из которых состоит из 30 или 31 дня. Год начинается с приходом весны, 22 марта, праздником Ноуруз ("новый день") - главный праздник и традиционный период отпусков в Иране."
Зороастрийский календарь

Огонь, Вода, Земля и Воздух - четыре священные стихии зороастрийцев. Поскольку их нельзя осквернять трупами, зороапстрийцы оставляют покойников на крышах специально для этого сооруженных каменных башен, где их тела склевывают грифы. В зороастрийских храмах постоянно горит священный огонь, который ревностно охраняют от разного рода "осквернений".

Вслествие преследований со стороны мусульман в самом Иране и близлежащих исламских странах зороастрийцев осталось очень мало, многие традиции этой древней религии утрачены. Некоторые огнепоклонники, спасаясь от мусульманских преследований, переселились в Индию, где их часто называют парсами, т.е. выходцами из Персии (Ирана).

Если упомянуть историю, то зароастризм был религией Персидского царства времен царя Дария. Главную роль в уничтожении этой религии и ее священных писаний сыграл завоеватель Персии Александр Македонский.

По моему мнению, именно дуализм, расчленение мира и постоянный призыв к борьбе со злом и послужили причиной упадка зороастризма. Да и современные христианство (не только православие и католицизм, но и протестантские течения) и ислам в общепринятом их понимании построены на дуализме: Бог - дьявол, добро - зло, рай - ад, хорошее - плохое и т.д. Но на самом деле мир един. Даосизм, суфизм, буддизм в этом плане гораздо цельнее. Дьявол ведь тоже от Бога. И борясь со злом, с дьяволом, мы фактически боремся с Богом. Именно поэтому существует на Востоке понятие "недеяние". И именно поэтому НАСТОЯЩИЕ священники никогда в политику не лезут.

"Всё сущее содержит в себе инь –
- глубинную, темную силу,
и проявляет ян – внешнюю, светлую силу.
Они не главенствуют одна над другой,
а равносильны и равнозначны,
создавая гармонию энергий-ци жизни.
Любое через чур – плохо.

Лао Цзы "Дао дэ цзин"

 "О, беда! Где благо, там и несчастье.
О, благо! Где беда, там и счастье.
Никто не знает.
где оканчивается беда и начинается счастье.
Все относительно,
и справедливость оборачивается хитростью,
а добро – злом.
Заблуждения же людей долговечны.
Поэтому Совершенномудрый, зная цену любому,
не разделяет на плохое и хорошее."

Лао Цзы "Дао дэ цзин"

 "Прекратите "умничать" и "делать добро",
проявятся естественные качества и чувства."

Лао Цзы "Дао дэ цзин"

Часть 2

 

"Иногда бывает необходимо внешне притвориться обеспокоенными. Или, например, притвориться рассерженными. Если вас ударят по щеке, это вовсе не значит, что необходимо подставить другую. Иногда следует дать такой ответ, чтобы обидчик забыл свою бабушку. Но внутренне не следует об этом беспокоиться."
Петр Успенский "В поисках чудесного"

Заратустра был кумиром известного немецкого философа Фридриха Ницше. Ницше иногда называют апологетом фашизма. Но здесь следует сделать оговорку: философия Ницше отнюдь не является цельным мировоззренческим учением. Главной его целью была критика распостраненного на Западе и называемого "христианским" мировоззрения, оправдывающего человеческие слабости и пороки.

"Евреи — это самый замечательный народ мировой истории, потому что они, поставленные перед вопросом: быть или не быть, со внушающей ужас сознательностью предпочли быть какою бы то ни было ценою: и этою ценою было радикальное извращение всей природы, всякой естественности, всякой реальности, всего внутреннего мира, равно как и внешнего. Они оградили себя от всех условий, в которых до сих пор народ мог и должен был жить, они создали из себя понятие противоположности естественным условиям, непоправимым образом обратили они по порядку религию, культ, мораль, историю, психологию в противоречие к естественным ценностям этих понятий. Подобное явление встречаем мы ещё раз (и в несравненно преувеличенных пропорциях, хотя это только копия): христианская церковь по сравнению с «народом святых» не может претендовать на оригинальность. Евреи вместе с тем самый роковой народ всемирной истории: своими дальнейшими влияниями они настолько извратили человечество, что ещё теперь христианин может чувствовать себя анти-иудеем, не понимая того, что он есть последний логический вывод иудаизма."
Фридрих Ницше "Антихрист. Проклятие христианству"

Во избежание разных домыслов уточню свое мнение по этому поводу. Евреи - такой же народ, как и все другие, и евреи не виноваты, что именно в их среде возникла некая международная мафия, вызывающая соответственно ненависть у других народов. Не существует народов хороших и плохих, у каждого свои преимущества и свои недостатки. И только аморальные политики и очень ограниченные люди могут обзывать весь народ "террористами", "фашистами", "империалистами" и пр. Негодяев хватает везде, но в первую очередь все мы - люди.

Но вернемся к нашим баранам. Еще в средние века мужество, отвага, честь были в большом почете. И образ рыцаря, самурая, джигита был идеалом мужчины. Даже разбойники вте времена слыли народными героями, неким идеалом свободы и мужества для бедных слоев населения: Вильгельм Телль, Робин Гуд, Олекса Довбуш.

Но с переходом к капитализму, после вроде бы красивых лозунгов Французской революции "свобода, равенство, братство" почему-то все изменилось. И стало повсеместным мнение, что человек - существо слабое, грешное, что человеку свойственно ошибаться. Стало в порядке вещей каяться в содеянных грехах и затем грешить снова, оправдывая это человеческой слабостью.

Христос отнюдь не был слабым. Слабые не могут ходить по воде, исцелять людей и пр. Проповедуя ненасилие, Иисус, тем не менее, был сильной личностью. Он был человеком, победившим себя, свои пороки. Когда человек может дать сдачи (и хорошо дать, так, чтобы на всю жизнь запомнилось), но прощает врага - это достойно уважения. Но когда человек боится дать сдачи, и оправдывает это "непротивлением злу", "христианской моралью", "прощением" - грош цена такому человеку. вот это одна из главных идей философии Ницше.

Прочев наиболее популярные произведения Ницше в начале 90-х годов, я сначала увлекся им. но когда прочитал биографию самого Фридриха Ницше, наступило некоторое разочарование. В повседневной жизни этот человек отнюдь не был образцом силы и мужества. В силу своей болезни он боялся выпить слишком горячий или слишкоим холодный чай. Он не шел в горы подобно своему герою, а старался выбрать климат получше, избегая плохой погоды. Так и хочется воскликнуть: "Тьфу ты, умник йоханый!". Как в анекдоте: "А как дысал, как дысал!"

Немцы - народ сильный и мужественный, и ни Ницше, ни копрофил Гитлер отнюдь не являются лучшими его представителями.

Лао-Цзы, Будда, Христос жили согласно своим учениям. Это были цельные личности. А вот Ницше и Конфуций, хоть и были очень умными людьми, учили других тому, чего не умели сами.

 

До встречи.
Владимир.

Вернуться на предыдущую страницу

Вернуться на главную страницу

Сайт управляется системой uCoz