Окололитературная критика

Часть 1.

Когда в начале 90-х годов книжные полки захлестнула волна "эзотерической" литературы, я читал все подряд. Я тогда был студент ом, экономил на еде, но поку пал все понравившиеся мне книги. Потом большую часть прочитанных книг сдавал в букинистический магазин и покупал себе новые. Но после прочтения Петра Успенского я сформулировал для себя первую категорию книг, которые читать не стоит. Процитирую Успенского еще раз:

"Этот случай, как и другие ему подобные, показал мне, что в переходном состоянии я испытывал те же переживания, что и медиумы, "ясновидящие" и тому подобное. Один "голос" поведал мне очень интересную вещь о храме Соломона в Иерусалиме, которую я до сих пор не знал, а если и читал о ней когда-то, то начисто забыл. Описывая храм, "голос", среди прочего, сообщил мне, что там обитали целые полчища мух. Логически это казалось вполне понятным и даже неизбежным. В храме, где совершались жертвоприношения, где убивали животных, где всегда было много крови и всевозможных нечистот, конечно же, должно быть множество мух. Однако это звучало как-то по-новому; насколько мне помнится, я никогда не читал о мухах в связи с древними храмами, зато недавно сам побывал на Востоке и знал, какое обилие мух можно увидеть там даже в обычных условиях.

Эти описания Соломонова храма и особенно "мух" полностью объяснили мне те непонятные вещи, с которыми я сталкивался в литературе и которые нельзя было назвать ни намеренной фальсификацией, ни подлинным "ясновидением". Так, "ясновидение" Ледбитера и доктора Штейнера, все "хроники Акаши", сообщения о том, что происходило в мифической Атлантиде и других доисторических странах десятки тысяч лет назад, - все они, несомненно, были той же природы, что и "мухи в храме Соломона". Единственная разница заключалась в том, что я не верил своим переживаниям, тогда как в "хроники Акаши" верили и ее авторы, и их читатели. Очень скоро мне стало ясно, что ни в этих, ни в других переживаниях нет ничего реального. Все в них было отраженным, все приходило из памяти, из воображения. "Голоса" немедленно умолкали, когда я спрашивал о чем-нибудь знакомом и конкретном, доступном проверке. …

Я решил бороться с переходным состоянием, сохраняя к нему чрезвычайно критическое отношение и отвергая, как не заслуживающие доверия, все те "сообщения", которые я мог бы придумать сам. Результат не заставил себя ждать. Как только я начал отвергать все, что слышал, поняв, что это "та же материя, из которой сделаны сны", решительно отбрасывая услышанное и вообще перестав обращать внимание на "голоса", мое состояние и мои переживания изменились. Я переступил через второй порог, упоминавшийся мною ранее, за которым начинался новый мир. "Голоса" исчезли, вместо них звучал иногда один голос, который нетрудно было узнать, какие бы формы он ни принимал. Новое состояние отличалось от переходного невероятной ясностью сознания. Тогда-то я и обнаружил себя в мире математических отношений, в котором не было ничего похожего на то, что бывает в жизни."  
Петр Успенский "Новая модель вселенной"

Итак, первая категория не интересующих меня больше книги авторов: "спиритисты", "медиумы", "ясновидцы", "духовидцы", "контактеры". Блаватская, Сведенборг, Анна Безант и прочие. Нет, они не обманщики, они просто дураки.

В книге „Разговор Ауробиндо с Павитрой“ передается вопрос Павитры: можно ли верить теософам, что они действительно экстрасенсорно разговаривали с древними учителями? Ауробиндо ответил, что теософы не обманщики. Им действительно казалось, что они разговаривают с учителями, но они оказались жертвой игры сил, которые называют витальными, – их иногда называют еще астральными; один из теософов будто бы разговаривал с ним, Ауробиндо, а он, Ауробиндо, никогда с ним не говорил и не думал того, что теософ воспринял.
Андрей Кураев "Сатанизм для интеллигенции"

Они зациклились на этом астральном уровне, и воспринимают исходящую оттуда информацию за чистую монету.

Единственный из "контактеров", кому я поверил - Сергей Лазарев. Я полность воспринимаю логику, ход мыслей этого человека. Я не верю Лазареву безоговорочно, но все же он является для меня авторитетом. После прочтения книг Лазарева "Диагностика кармы" я выделил вторую категорию авторов, которых читать не хочу.

Итак, вторая категория: "оккультисты", "белые маги", "каббалисты" и пр. Да, магия существует, но настоящие маги своих секретов в книжках раскрывать не будут, а пишут всякую дребедень типа "Священной книги Тота" или "Практической магии". Во вторых, магия действует на том же поверхностном астральном уровне, в который лучше вообще не влезать. В третьих, согласно Лазареву, все мои магические действия воздадутся сторицей мне и моим детям. А этого я уж точно не хочу.

Насчет каббалы процитирую Идриса Шаха:

"Еврейская энциклопедия" подчеркивает определенную роль Братьев Чистоты (суфиев - прим. мое) в создании могущественной каббалистической системы: "Преданные Братья из Басры установили восемь элементов, из которых состоит Бог; иудейский философ середины XI в. превратил эти 8 элементов в 10. (Подобное изменение основы Каббалы лишило западное проявление этой системы очень большой доли ее смысла и полезности. Таким образом, и христианские, и иудейские литературные каббалистические произведения, созданные позже XII в., лишились части своего значения. Это относится ко всем аспектам Каббалы, состоящей из 10 элементов, в отличие от Каббалы "восьми элементов")
....................
Арабская грамматика послужила образцом для грамматики иврита. Первая грамматика иврита была составлена иудеем Саади (ум. в 942 г.). Как и все более ранние книги, она была написана на арабском языке и называлась "Китаб ал-Луга". Она "была написана на арабском языке и под влиянием арабской филологии" ("Еврейская Энциклопедия", т. 6, стр. 69). Иудеи начали изучать свою грамматику на иврите только с середины XII в.

....................
Нет сомнений в том, что Каббала являлась внешней структурой, использовавшейся для достижения определенных целей. Подобно большинству других систем такого же типа (следует отметить, что структура суфийских орденов отличается от их структуры), после того как прошло время ее исчезновения и реадаптации, Каббала сохраняет только внешние аспекты своей деятельности.
Идрис Шах "Суфии"

А все эти сказки, дескать Моисей был египетским жрецом и зашифровал в Каббале тайные знания древних египтян... "Ну что сказать, ну что сказать, устроены так люди..." Покажите мне каббалиста, владеющего хотя бы частицей этих древних знаний.

Существует и третья категория, но критерии ее определения я пока четко не сформулировал. Условно ее можно назвать "аватары" (из санскрита аватар - очередное воплощение, инкарнация Бога).

Часть 2.

А теперь - немного критики отдельных авторов.

Юрий Каныгин "Путь ариев"

1) Автор упоминает о тибетском монастыре, который был чем-то вроде "института славяноведения". Дядя Каныгин, видимо, не знает, для чего вообще существуют монастыри. Человек, уходящий в монастырь, порывает с мирской жизнью и посвящает остаток своей жизни познанию истины, молитве, достижению освобождения, познанию Бога и тд. и т.п. Решившего уйти в монастырь не интересую больше мирские науки, включая историю или славяноведение. Тибетские монахи все свое время посвящают медитации и другим духовным практикам, а не какому-то славяноведению.

2) Автор упоминает о некой Агарти - противоположности Шамбалы. Жрецы этой самой Агарти "поклонялись свастике, а изображения креста и тризуба топтали ногами".

Ой! Только не надо из нас лохов делать. Свастика - очень распостраненный символ в Индии и Тибете. А негативную окраску она получила после того, как интересующийся оккультизмом Гитлер прицепил эту свастику на свой флаг. Он еще вроде бы хвостики свастики в другую сторону загнул, но в последнем я не уверен, поскольку не особенно интересуюсь символами и знаками.

3) "Адепт Блаватской Гурджиев".

Гурджиев никогда не был адептом Блаватской.

Если б я задумал написать книгу "Антиканыгин", то наверняка нашел бы еще много несуразиц, а написанное выше - это так, что всплыло в памяти. Саму книгу я уже давно выбросил.

Неплохой материал на эту тему находится здесь: http://ariom.ru/ezotera/1111340840.html

Т. Лобсанг Рампа

"Тьюсдей Лобсанг Рампа имя, под которым популярный английский писатель Кайрил Хопкинс(1911 - 1981) писал многочисленные книги о эзотерике, мистике и оккультизме. Настоящее имя писателя было скрыто, и читательский мир воспринимал его как рельного тибетского ламу с детально описанной в книгах биографией." (http://www.bonpo.spb.ru/forum/showthread.php?t=9)

"Есть выражение, приписываемое, кажется, Далай-ламе: "В книгах Лобсанга Рампы есть два правдивых момента: в Тибете холодно и там есть горы"." (http://buddhist.ru/board/showthread.php?t=7016&highlight=%EB%EE%E1%F1%E0%ED%E3+%F0%E0%EC%EF%E0)

Сам я не читал книг Лобсанга Рампы, и думаю, что правильно сделал. Вот еще ссылочка: http://www.chelpress.ru/newspapers/vecherka/archive/04-11-1999/9/2.DOC.shtml

Эрнст Мулдашев

Человек, называющий Великими Посвященными Блаватскую, Лобсанг Рампу и Сатья Саи-Бабу, не вызывает у меня ни капли доверия. А о любимых Мулдашевым инопланетянах мы поговорим как-нибудь в другой раз. Я обязательно посвящу инопланетянам отдельный выпуск, но пока, как говорится, "материал находится в стадии доработки". Если у кого-то есть интересные материалы об инопланетянах - пришлите мне, пожалуйста.

Часть 3.

В завершение процитирую своего любимого Гурджиева:

"Но и подобные псевдо-оккультные системы играют свою роль в работе и деятельности эзотерических кругов. А именно: они служат посредниками между человечеством, погруженным в материалистическую жизнь, и школами, заинтересованными в обучении определённого числа людей, как для целей собственного существования, так и для работы космического характера, которую они могут выполнять. Сама идея эзотеризма, идея посвящения, в большинстве случаев доходит до людей через псевдо-эзотерические системы и школы; и если бы таких псевдо-эзотерических школ не существовало, огромное большинство человечества не имело бы возможности услышать или узнать о существовании чего-то большего, чем жизнь, ибо истина в её чистой форме для них недоступна. В силу многих характерных свойств человеческого бытия, и особенно современного бытия, истина может прийти к людям только в форме лжи – они способны переварить и усвоить её только в этой форме.

"Кроме того, в псевдо-эзотерических движениях, в церковных религиях, в оккультных и теософских школах иногда можно найти зёрна истины в неизменной форме. Они могут быть сохранены в писаниях, ритуалах, традициях, понятиях об иерархии, в их догмах и правилах.

"Эзотерические (а не псевдо-эзотерические) школы, которые существуют в некоторых странах Востока, найти трудно, ибо они пребывают там под покровом обычных монастырей и храмов. Тибетские монастыри нередко построены в форме четырёх концентрических кругов, или дворов, отделённых друг от друга высокими стенами. По такому же плану построены индийские храмы, в особенности храмы южной Индии, – но только в форме квадратов – один внутри другого. Верующие обычно имеют доступ в первый, внешний двор, иногда, как исключение, туда. допускаются лица другой религии и европейцы; доступ во второй двор открыт лишь для лиц определённой касты или для тех, кто имеет особое разрешение; в третий двор допускаются только служители храма, а в четвёртый – лишь брахманы и священнослужители. Организации подобного рода, существующие почти повсюду, позволяют эзотерическим школам существовать без того, чтобы их узнали. Из дюжины монастырей один представляет собой школу. Но как распознать её? Даже проникнув внутрь, вы окажетесь лишь в первом дворе; во второй имеют доступ только ученики. Но об этом вы и не знаете; вам говорят, что они принадлежат к особой касте. О том, что касается третьего и четвертого двора, вы ничего узнать не в состоянии. Такой же порядок можно наблюдать практически во всех храмах; самостоятельно вы не сумеете отличить эзотерический храм или монастырь от обыкновенного.

"Идея посвящения, которая доходит до нас через псевдоэзотерические системы, также передана в совершенно неверной форме. Легенды, касающиеся внешних обрядов посвящения, составлены из обрывков сведений о древних мистериях, которыми мы располагаем. Мистерии представляли собой особого рода путь, где наряду с трудным и продолжительным обучением давались специальные театральные представления, изображавшие в аллегорической форме весь путь эволюции человека и мира.

"Переходы с одного уровня бытия на другой отмечались особого рода церемониями признания, т.е. посвящениями. Но само изменение бытия не может быть вызвано каким-то обрядом. Обряды лишь отмечают совершившийся переход. И только в псевдо-эзотерических системах, которые не имеют ничего, кроме этих обрядов, им приписывают самостоятельное значение. Предполагается, что обряд, преображенный в таинство, передаёт или сообщает посвященному некоторые силы. Это опять-таки указывает на психологию подражательного пути. Нет и не может быть никакого внешнего посвящения. В действительности существует только самопосвящение, самопризвание. Системы и школы могут указывать методы и пути; но никакая система и никакая школа не в состоянии выполнить за человека ту работу, которую он должен сделать сам. Внутренний рост. изменение бытия целиком зависят от работы, которую человек должен произвести над самим собой".

Петр Успенский "В поисках чудесного"

Письмо 1: Добрый день, Владимир.
Спасибо Вам за интересную рассылку! Жаль только, что выходит она довольно редко.
А теперь, если позволите, несколько комментариев по поводу прошлого её выпуска.

"Свастика - очень распостраненный символ в Индии и Тибете. А негативную окраску она получила после того, как интересующийся оккультизмом Гитлер прицепил эту свастику на свой флаг. Он еще вроде бы хвостики свастики в другую сторону загнул, но в последнем я не уверен, поскольку не особенно интересуюсь символами и знаками."

Гитлер ничего не "загибал". Просто у свастики есть два варианта начертания - "Символ творения" и "Символ разрушения".  Гитлер по какой-то неведомой причине выбрал символ
разрушения. Результат не заставил себя ждать - Германия превратилась в руины
(вместе со всей Европой и половиной СССР в придачу). Индусы же, будучи людьми разумными, применяют символ творения.

"Сам я не читал книг Лобсанга Рампы, и думаю, что правильно сделал."

Я читал книги Лобсанга Рампы (не все, конечно). На сочинения серьёзного философа и мистика похоже мало. Особенно его "автобиография" - она скорее напоминает роман-путешествие 19-го века с мистическим уклоном.

С наилучшими пожеланиями, Олег
http://shriyantra2007.narod.ru

Письмо 2: "никакая школа не в состоянии выполнить за человека ту работу, которую он должен сделать сам. Внутренний рост. изменение бытия целиком зависят от работы, которую человек должен произвести над самим собой". (Успенский)
Полностью с этим согласна. Считаю, что этот путь можно пройти только в одиночку. Другое дело - ориентиры. Должны ли они быть? Наши мысли во многом социально обусловлены. Человек вне общества совсем другое существо. В каждой школе есть нечто полезное и применимое. И в любом случае обучение любой практической методике дело гораздо более интересное и полезное, нежели кишение в затягивающем в себя социальном
хаосе. Наилучшие пожелания. iagafonova

Ответ: Согласен. Если Вы еще и прочитаете эту книгу Успенского, то увидите, что Гурджиев настаивает на необходимости таких школ и учителя, который поможет не сбиться с пути и даст эту самую практическую методику.

"Школы настоятельно необходимы, – сказал он однажды, – прежде всего, из-за сложной организации человека. Человек неспособен к продолжительному наблюдению за своей личностью, т.е. за всеми её различными сторонами. Это может сделать только школа, школьные методы, школьная дисциплина; человек чересчур ленив; многое он будет делать без должной напряжённости или же вообще ничего не станет делать, воображая при этом, что нечто делает. Он будет напряженно работать над чем-нибудь таким, что не нуждается в напряжённости, и пропустит те моменты, где эта напряжённость насущно необходима. Человек щадит себя; он боится сделать что-то неприятное. Самостоятельно он никогда не достигнет необходимой интенсивности в работе. Если вы наблюдали за собой, вы согласитесь с этим. Когда человек ставит себе какую-то задачу, он очень скоро начинает потакать себе, стараясь дать на эту задачу простейший ответ и т.д. Это не работа. В работе учитываются только сверхусилия, т.е. усилия, превышающие нормальные, необходимые; а обычные усилия в счёт не идут."
Петр Успенский "В поисках чудесного"

Письмо 3: Получил Ваш очередной выпуск и порадовался за Вас. Отходите от  книжничества :) Это хорошо.
Руслан Богданов
www.sahajaulianovsk.narod.ru

Эпилог

"Возьмите всё, что вы уже знаете, всё, что прочли, всё, что видели, всё, что вам было показано, – я уверен, что вы ничего из этого не понимаете.
...
У вас имеется контейнер для мусора, и до сих пор вы всё туда сваливали. Там лежит много дорогих вещей, которыми вы могли бы воспользоваться. Есть специалисты, которые выбирают из мусора всевозможные вещи; некоторые из них заработали на этом большие деньги. В ваших контейнерах содержится достаточно материала для того, чтобы знать всё. Нет нужды собирать в мусороприёмники что-то ещё, в них есть всё. Не хватает только понимания – место понимания остаётся пустым."
Георгий Гурджиев "Взгляды из реального мира"

 

До встречи.
Владимир.
Жду ваших писем.

Вернуться на предыдущую страницу

Вернуться на главную страницу

Сайт управляется системой uCoz