Этот очерк является данью уважения моему любимому философу. Как сказал один мой друг, он не был "философом" в современном смыле этого слова, поскольку умел обьяснять сложные вещи простыми словами, в то время как большинство современных "философов" поступают наоборот. “Мир ловил меня, но не поймал”. Григорий Сковорода
Вместе с почитаемым им Сократом, Сковорода принадлежит к числу "семи мудрецов мира", т.е. людей, проживших жизнь согласно своему учению. Фрагменты биографии
"Родился Григорий Сковорода на Полтавщине 22 ноября 1722 года в семье
малоземельного казака Савы Сковороды. Позже Сковорода любил называть себя
Григорием Вар - Савою, то есть Сыном Покоя."
"По обычаю своего времени Григорий закончил четырехлетнюю дьяковскую
школу и в шестнадцатилетнем возрасте поступил в Киево-Могилянскую Академию."
"Пребывание Сковороды в Академии продолжалось с перерывами почти 20 лет.
Время от времени он отвлекался от учебы: был и певчим императорской капеллы в
Петербурге, путешествовал по Европе, преподавал в Переяславском Коллегиуме, но
всегда возвращался к своей Alma Mater."
"Все это время мир ловил Сковороду. Ему предлагали и высокие мирские посты и
духовную карьеру. Но он оставался верен своим принципам, отстаивал свою личную
свободу и индивидуальность, не поддаваясь соблазнам мира.
"Посох путника — это глубокий символ его духа. Он брал Библию, флейту и
отправлялся все дальше и дальше. Серая свита, сапоги про запас и несколько
подшивок работ — вот из чего состояло все его имущество."
“Принято также
считать, что у истоков первых масонских лож на Украине стоял известный философ
Григорий Сковорода. Вместе с тем известный историк Сергей Ефремов в своей
монографии “Масонство на Україні” пишет: “сам он (Сковорода – В.К.) к
масонству относился если не совсем негативно, то достаточно безразлично”. Ему
вторит профессор М. Сумцов, которого цитирует Ефремов: “Не был Сковорода
масоном, но в значительной степени он вырос и воспитывался в той атмосфере,
которая питала российское масонство”.” О священнослужителях Будучи глубоко верующим человеком, никогда не расставаясь с Библией, он, тем не менее, оказался и от священнического, и от монашеского сана. «Ризо, ризо! Як небагатьох ти опреподобила! Як
багатьох зробила нечестивими, зчарувала. Світ ловить людей різними сітями,
прикриваючи їх багатствами, почестями, славою, друзями, знайомствами,
протекціями, вигодами, втіхами і святинею, та найбільш нещасна остання.
Блаженний, хто святість серця, тобто щастя своє, закрив не ризою, а волею
Господньою!» «Paзве вы xoтитe, чтoбы и я yмнoжил чиcлo
фapиceeв? Ежтe жиpнo, пeйтe cлaдкo, oдевaйтecь мягкo и мoнaшecтвyйтe! A
Cкoвopoдa пoлaгaeт мoнaшecтвo в жизни нecтяжaтeльнoй, мaлoдoвoльcтве,
вoздepжнocти, в лишeнiи вceгo нeнyжнaгo, дaбы пpнoбpеcть вceнyжнейшee, в
oтвepжeнiи всех пpиxoтeй, дaбы coxpaнить ceбя caмaгo в целocти, вo oбyздaнiи
caмoлюбiя, дaбы yдoбнеe выпoлнить зaпoведь любви к ближнeмy, в иcкaнiи cлaвы
бoжieй, a нe cлaвы человеческой»." Смерть Сковороды
"А в возрасте семидесяти двух лет почувствовал приближение смерти,
сам выкопал в саду яму, переоделся в чистую одежду, лег на лавку и умер. А на
могиле, в соответствии с его пожеланием, были написаны ставшие крылатыми слова:
«Мир ловил меня, но не поймал»."
"Про смерть Сковороди записав Срезневський таке: "...Був прегарний
день. До дідича з'їхалось багато сусідів погуляти й повеселитись. Мали також на
цілі послухати Сковороди... За обідом був Сковорода незвичайно веселий і
говіркий, навіть жартував, оповідав про своє минуле, про свої мандрівки, досвіди.
Зачаровані його красномовством повставали всі від обіду, Сковорода щез.. Він
пішов у садок. Довго ходив він по перехресних стежках, зривав овочі й роздавав
їх хлопчикам, що працювали в садку. Над вечір пішов сам господар шукати
Сковороду й застав його під гіллястою липою. Вже заходило сонце: останні його
проміння пробивалися крізь гущу листя. З рискалем у руці копав Сковорода яму —
вузьку, довгу яму. — "Що це, друже Григорію, чим то ти зайнятий?" — спитав
господар, підійшовши до старого. "Пора, друже, закінчити мандрівку!" — відповів
Сковорода — "і так усе волоссяі злетіло з бідної голови від мордування, пора
непокоїтися!" "І, брате, дурниця! Досить жартувати, ходімо!" — "Іду! Але я
прохатиму тебе попереду, мій добродію, хай тут буде моя остання могила". І пішли
в хату. Сковорода недовго в ній лишився. Він пішов у свою кімнатку, перемінив
білизну, помолишся Богу і, підложивши під голошу свої писані праці і сіру
свитку, ліг, зложивши навхрест руки. Довго чекали на нього з вечерею. Сковорода
не з'явився. Другого дня вранці до чаю теж, до обіду так само. Це здивувало
господаря. Він насмілився увійти до Сковороди, щоб розбудити його; одначе
Сковорода лежав уже холодний закостенілий"." Не знаю, как другие, а себе я бы пожелал такой смерти. "Познай самого себя"
"О его образе жизни, отличном от других людей, которые не искали царства
божьего, его любимый ученик и первый биограф Михаил Ковалинский вспоминал: "Познай самого себя" - эту крылатую фразу можно применить к философии Сковороды. «Когда хорошо себя узнаешь, одним взором узнаешь и Христа» “Царствие Божие внутри нас. Счастье в сердце, сердце в любви, любовь же в законе Вечного” "Многія тълесные необходимости ожидают тебе, и не там щастіе, а для серца твоего едино есть на потребу, и там Бог и счастіе, не далече оно. Близ есть. В серцъ и в душъ твоей." "Всех наук семена сокрыты внутри человека, тут их тайный источник" "Когда хорошо себя узнаешь, одним взором узнаешь {и} Христа"
"Свойственные всем людям поиски счастья привели Сковороду к пониманию,
что настоящее блаженство человека не в погоне за преходящими благами внешнего
мира, а в познании себя, приобретении божественной мудрости и в сродном труде.
Именно работа по душе гармонизирует отношения человека со Вселенной. “Нет
горшей муки, чем болеть мыслями, а болеют мысли, лишаясь врожденного дела”." Сковорода много раз упоминает, что каждый должен заниматься тем делом, к которому у него есть предрасположение, к которому лежит его душа.
"Завоюй земной весь шар, А познав себя, и живя в гармонии с миром, человек получает покой в душе своей. "Кто сердцем чист и душею, "Koгдa дyx в чeлoвеке вeceл, мыcли cпoкoйны, cepдцe миpнo, тo вce cветлo, щacтливo, блaжeннo. Cie ecть философия." Фрагменты философии Сковороды
"“Весь мир спит”, — констатировал больше двух столетий назад Григорий
Сковорода. “И еще долго спать, если не прозреет, что материя — это тьма и обман,
если ее не оживляет свет Духа”."
"“Сковорода не является символом человека ума: философа, ученого,
просветителя или культурного деятеля. Он не философ в современном понимании
этого слова, он – животворящая Истина, сама Философия, Любомудрие, как это
любил говорить он сам."
"“Сковорода видел, что вечное духовное начало
обусловливает вечность и неуничтожимость материи, видел, что “одного места
граница есть она же и дверь, открывающая поле новых пространностей, то есть
тогда зачинается цыпленок, когда портится яйцо”."
“Библия, – говорил Сковорода, – есть
символичный мир, затем, что в ней собраны небесных, земных и преисподних
тварей фигуры, дабы они были монументами, ведущими мысль нашу в понятие вечной
натуры, утаенной в тленной так, как рисунок в красках своих”. “Не понимающий аллегорического языка Библии
обречен соблазняться ее содержанием, ибо «две страны имеет библейское море.
Одна страна наша, вторая – Божия». Видящий только «нашу», земную сторону
каменеет, как жена Лота. Для подлинного познания Слова Божьего нужно
преодолеть «смертность» и обрести просветление. «Смертен не рожден свыше, не
есть родственник Библии. Не может смертное сердце соединиться с Божественным
сердцем».” И в завершение еще несколько цитат из Сковороды: "Всяк, обоживший свою волю, враг есть Божией воле и не может войти в Царствие Божие" "Для того нам внушается тьма, чтобы открылся свет" "Душа - это то, что делает траву - травой, дерево - деревом, человека - человеком. Без души: трава - сено, дерево - дрова, человек - труп." "Вся десятословія сила вмъщается в одном сем имени
любовь.
До встречи. |
Вернуться на предыдущую страницу