Этот очерк является данью уважения моему любимому философу. Как сказал один мой друг, он не был "философом" в современном смыле этого слова, поскольку умел обьяснять сложные вещи простыми словами, в то время как большинство современных "философов" поступают наоборот.

“Мир ловил меня, но не поймал”. Григорий Сковорода

  Благословенні ви, сліди,

Не змиті вічності дощами,

Мандрівника Сковороди

З припорошілими саквами.

Що до цілющої води

Простує, занедбавши храми.

                 Максим Рильський

«Многое из его мировоззрения такое чрезвычайно близкое мне. Я недавно еще раз перечитал его. Мне хочется написать о нем. И я это сделаю. Его жизнеописание, возможно, еще лучше, чем его произведения. Но как хороши и произведения!»

Лев Толстой

Не искал ни жилища, ни пищи,
В ссоре с кривдой и с миром не в мире,
Самый косноязычный и нищий
Изо всех государей Псалтыри.

Арсений Тарковский

Вместе с почитаемым им Сократом, Сковорода принадлежит к числу "семи мудрецов мира", т.е. людей, проживших жизнь согласно своему учению.

Фрагменты биографии

"Родился Григорий Сковорода на Полтавщине 22 ноября 1722 года в семье малоземельного казака Савы Сковороды. Позже Сковорода любил называть себя Григорием Вар - Савою, то есть Сыном Покоя."
Философия Григория Сковороды

"По обычаю своего времени Григорий закончил четырехлетнюю дьяковскую школу и в шестнадцатилетнем возрасте поступил в Киево-Могилянскую Академию."
Философия Григория Сковороды

"Пребывание Сковороды в Академии продолжалось с перерывами почти 20 лет. Время от времени он отвлекался от учебы: был и певчим императорской капеллы в Петербурге, путешествовал по Европе, преподавал в Переяславском Коллегиуме, но всегда возвращался к своей Alma Mater."
Философия Григория Сковороды

"Все это время мир ловил Сковороду. Ему предлагали и высокие мирские посты и духовную карьеру. Но он оставался верен своим принципам, отстаивал свою личную свободу и индивидуальность, не поддаваясь соблазнам мира.
“Хватит бродить по свету! Время пристать в гавань, нам известны твои таланты. Святая Лавра примет тебя, как мать свое дитя, ты будешь столпом церкви и украшением обители.
Ах, преподобные! — возразил он пылко, — Я столпотворение умножать собою не хочу, достаточно и вас, столпов неотесанных, в храме Божьем.”

На вопрос харьковского губернатора Щербинина, почему Сковорода не возьмется за какое-то дело, он ответил, что мир подобен театру и что действующее лицо не за знатность роли, а за успешную игру хвалится.

“Я долго раздумывал над этим и после долгого испытания себя увидел, что не смогу сыграть в театре мира никакого лица успешно, кроме низкого, простого, безобидного и одинокого. Я сию роль выбрал, взял и удовлетворен.”
Обладая независимыми взглядами и собственными подходами к преподаванию, Сковорода не нашел общего языка языка с руководством Харьковского коллегиума. Это было последнее место работы ученого и педагога. С тех пор он становится странствующим философом, без занятий, дающих средства к существованию."
Философия Григория Сковороды

"Посох путника — это глубокий символ его духа. Он брал Библию, флейту и отправлялся все дальше и дальше. Серая свита, сапоги про запас и несколько подшивок работ — вот из чего состояло все его имущество."
Философия Григория Сковороды

Принято также считать, что у истоков первых масонских лож на Украине стоял известный философ Григорий Сковорода. Вместе с тем известный историк Сергей Ефремов в своей монографии “Масонство на Україні” пишет: “сам он (Сковорода – В.К.) к масонству относился если не совсем негативно, то достаточно безразлично”. Ему вторит профессор М. Сумцов, которого цитирует Ефремов: “Не был Сковорода масоном, но в значительной степени он вырос и воспитывался в той атмосфере, которая питала российское масонство”.
Виталий Кустов "Масонство и тайные общества на Украине"

О священнослужителях

Будучи глубоко верующим человеком, никогда не расставаясь с Библией, он, тем не менее, оказался и от священнического, и от монашеского сана.

«Ризо, ризо! Як небагатьох ти опреподобила! Як багатьох зробила нечестивими, зчарувала. Світ ловить людей різними сітями, прикриваючи їх багатствами, почестями, славою, друзями, знайомствами, протекціями, вигодами, втіхами і святинею, та найбільш нещасна остання. Блаженний, хто святість серця, тобто щастя своє, закрив не ризою, а волею Господньою!»
Владимир Стадниченко "Еретик Сковорода"

«Paзве вы xoтитe, чтoбы и я yмнoжил чиcлo фapиceeв? Ежтe жиpнo, пeйтe cлaдкo, oдевaйтecь мягкo и мoнaшecтвyй­тe! A Cкoвopoдa пoлaгaeт мoнaшecтвo в жизни нecтяжa­тeльнoй, мaлoдoвoльcтве, вoздepжнocти, в лишeнiи вceгo нeнyжнaгo, дaбы пpнoбpеcть вceнyжнейшee, в oтвepжe­нiи всех пpиxoтeй, дaбы coxpaнить ceбя caмaгo в целocти, вo oбyздaнiи caмoлюбiя, дaбы yдoбнеe выпoлнить зaпoведь любви к ближнeмy, в иcкaнiи cлaвы бoжieй, a нe cлaвы человеческой»."
Мастер Сия: «СМЕРТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ ГРИГОРИЯ СКОВОРОДЫ»

Смерть Сковороды

"А в возрасте семидесяти двух лет почувствовал приближение смерти, сам выкопал в саду яму, переоделся в чистую одежду, лег на лавку и умер. А на могиле, в соответствии с его пожеланием, были написаны ставшие крылатыми слова: «Мир ловил меня, но не поймал»."
Валентин Ковальский «Всевидящее око» украинской гривны"

"Про смерть Сковороди записав Срезневський таке: "...Був прегарний день. До дідича з'їхалось багато сусідів погуляти й повеселитись. Мали також на цілі послухати Сковороди... За обідом був Сковорода незвичайно веселий і говіркий, навіть жартував, оповідав про своє минуле, про свої мандрівки, досвіди. Зачаровані його красномовством повставали всі від обіду, Сковорода щез.. Він пішов у садок. Довго ходив він по перехресних стежках, зривав овочі й роздавав їх хлопчикам, що працювали в садку. Над вечір пішов сам господар шукати Сковороду й застав його під гіллястою липою. Вже заходило сонце: останні його проміння пробивалися крізь гущу листя. З рискалем у руці копав Сковорода яму — вузьку, довгу яму. — "Що це, друже Григорію, чим то ти зайнятий?" — спитав господар, підійшовши до старого. "Пора, друже, закінчити мандрівку!" — відповів Сковорода — "і так усе волоссяі злетіло з бідної голови від мордування, пора непокоїтися!" "І, брате, дурниця! Досить жартувати, ходімо!" — "Іду! Але я прохатиму тебе попереду, мій добродію, хай тут буде моя остання могила". І пішли в хату. Сковорода недовго в ній лишився. Він пішов у свою кімнатку, перемінив білизну, помолишся Богу і, підложивши під голошу свої писані праці і сіру свитку, ліг, зложивши навхрест руки. Довго чекали на нього з вечерею. Сковорода не з'явився. Другого дня вранці до чаю теж, до обіду так само. Це здивувало господаря. Він насмілився увійти до Сковороди, щоб розбудити його; одначе Сковорода лежав уже холодний закостенілий"."
Григорий Сковорода

Не знаю, как другие, а себе я бы пожелал такой смерти.

"Познай самого себя"

"О его образе жизни, отличном от других людей, которые не искали царства божьего, его любимый ученик и первый биограф Михаил Ковалинский вспоминал:
“Отличный образ его мыслей, учения, жизни скоро обратил к нему внимание всего общества. Он одевался пристойно, но просто; пищу имел состоящую из зелий, плодов и молочных приправ; употреблял оную ввечору по захождении солнца, мяса и рыбы не вкушал не по суеверию, а по внутреннему своему расположению. Для сна отделял от времени своего не более четырех часов в сутки; вставал до зари и когда позволяла погода, всегда ходил пешком за город прогуливаться на чистый воздух и в сады. Всегда весел, бодр, подвижен, воздержан, целомудр, всем доволен, благодушествующ, унижен перед всеми, словоохотен, где непринужден говорить, из всего выводящий нравоучение, почтителен ко всякому состоянию людей, посещал больных, утешал печальных, разделял последнее с неимущими, выбирал и любил друзей по сердцу их, имел набожество без суеверия, ученость без кичения, обхождение без лести”."
Философия Григория Сковороды

"Познай самого себя" - эту крылатую фразу можно применить к философии Сковороды.

«Когда хорошо себя узнаешь, одним взором узнаешь и Христа»

 “Царствие Божие внутри нас. Счастье в сердце, сердце в любви, любовь же в законе Вечного”

"Многія тълесные необходимости ожидают тебе, и не там щастіе, а для серца твоего едино есть на потребу, и там Бог и счастіе, не далече оно. Близ есть. В серцъ и в душъ твоей."

"Всех наук семена сокрыты внутри человека, тут их тайный источник"

"Когда хорошо себя узнаешь, одним взором узнаешь {и} Христа"

"Свойственные всем людям поиски счастья привели Сковороду к пониманию, что настоящее блаженство человека не в погоне за преходящими благами внешнего мира, а в познании себя, приобретении божественной мудрости и в сродном труде. Именно работа по душе гармонизирует отношения человека со Вселенной. “Нет горшей муки, чем болеть мыслями, а болеют мысли, лишаясь врожденного дела”."
Философия Григория Сковороды

Сковорода много раз упоминает, что каждый должен заниматься тем делом, к которому у него есть предрасположение, к которому лежит его душа.

"Завоюй земной весь шар,
Будь народам многим Царь -
Что тебе в том помогает,
Аще сердце внутрь рыдает?"

А познав себя, и живя в гармонии с миром, человек получает покой в душе своей.

"Кто сердцем чист и душею,
Не нужна тому броня,
Не нужен шлем на шею,
Не нужна ему война.
Непорочность – то его броня,
И невинность – алмазна стена,
Щит, меч и шлем ему сам Бог."

 "Koгдa дyx в чeлoвеке вeceл, мыcли cпoкoйны, cepдцe миpнo, тo вce cветлo, щacтливo, блaжeннo. Cie ecть философия."

Фрагменты философии Сковороды

"“Весь мир спит”, — констатировал больше двух столетий назад Григорий Сковорода. “И еще долго спать, если не прозреет, что материя — это тьма и обман, если ее не оживляет свет Духа”."
Философия Григория Сковороды

"“Сковорода не является символом человека ума: фило­со­фа, ученого, просветителя или культурного деятеля. Он не философ в современном понимании этого слова, он – животворящая Истина, сама Философия, Любо­мудрие, как это любил говорить он сам."
Мастер Сия: «СМЕРТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ ГРИГОРИЯ СКОВОРОДЫ»

"“Сковорода видел, что вечное ду­хов­ное начало обусловливает вечность и неуничто­жимость материи, видел, что “одного места граница есть она же и дверь, открывающая поле новых пространнос­тей, то есть тогда зачинается цыпленок, когда портит­ся яйцо”."
Мастер Сия: «СМЕРТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ ГРИГОРИЯ СКОВОРОДЫ»

“Библия, – говорил Сковорода, – есть символичный мир, затем, что в ней собраны небесных, земных и преисподних тварей фигуры, дабы они были монументами, ведущими мысль нашу в понятие вечной натуры, утаенной в тленной так, как рисунок в красках своих”.
Мастер Сия: «СМЕРТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ ГРИГОРИЯ СКОВОРОДЫ»

Не понимающий аллегорического языка Библии обречен соблазняться ее содержанием, ибо «две страны имеет библейское море. Одна страна наша, вторая – Божия». Видящий только «нашу», земную сторону каменеет, как жена Лота. Для подлинного познания Слова Божьего нужно преодолеть «смертность» и обрести просветление. «Смертен не рожден свыше, не есть родственник Библии. Не может смертное сердце соединиться с Божественным сердцем».
Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня

И в завершение еще несколько цитат из Сковороды:

"Всяк, обоживший свою волю, враг есть Божией воле и не может войти в Царствие Божие"

"Для того нам внушается тьма, чтобы открылся свет"

"Душа - это то, что делает траву - травой, дерево - деревом, человека - человеком. Без души: трава - сено, дерево - дрова, человек - труп."

"Вся десятословія сила вмъщается в одном сем имени любовь.
Она есть въчным союзом между Богом и человъком. Она огонь есть видимый, которым серце распаляется к божію слову или волъ, а посему и сама она есть Бог.
Сыя божественная любовь имъет на себъ внъшніе виды, или значки; они-то называются церемонія, обряд, или образ благочестія."

 

До встречи.
Владимир.

Вернуться на предыдущую страницу

Вернуться на главную страницу

Сайт управляется системой uCoz