Фунакоси Гитин

                          Мистификатор

                          А.Маслов

Фунакоси Гитин родился в 1869 году в Сюри на Окинаве районе Ямакава-сe.  Уже с этого момента начинаются загадки, которые нам придется разгадывать на всем протяжении его биографии.

Дело в том, что долгое время во многих книгах о Фунакоси фигурировал другой год рождения - 1870 или 1871. Как выяснилось позже, оказывается, великий мастер каратэ, гордившийся своей честностью и принципиальностью, в молодости просто собственноручно подделал свое свидетельство о рождении, чтобы пройти по требованиям в Школу Медицины в Токио.

Причем Фунакоси позже пришлось признать этот факт, но и эту весьма неблаговидную подробность (подделка документов есть подделка!) он сумел возрасте приобщиться к учебе.

В ту эпоху реформы образования, которая шла на общей волне преобразований Мэйдзи, медицинские, юридические, технические и коммерческие школы открывались одна за другой. Среди них было немало частных, но так или иначе все они должны были подчиняться "Положению об образовании" (Гакусай) и "Закону об образовании (Кэнку рэй), которые жестко предписывали ряд правил, в том числе оговаривали и возраст поступающих.

Фальсификацию в возрасте никто не заметил, и Фунакоси экзамены сдал.

И все же в Школу Медицины он так и не поступил, причем по поразительной причине: новый закон запрещал юношам, которые продолжали закручивать волосы в пучок на макушке (тe:ммагэ), поступать в токийские школы.

Этот пучок был символом возмужания и, самое главное - самурайской чести, а Японии, после наступления эры Мэйдзи, активно боролась против многих старых традиций.

Были запрещены многие обычаи, которые казались пережитками застойного прошлого, например, общие публичные бани, татуировки, продажа порнографических гравюр.

Под эту же категорию подпали и традиционные пучки на макушке, которые следовало заменить короткой стрижкой на западный манер.

Не все торопились это сделать, и тогда, в 1871 г. вышел специальный указ о стрижке волос, обязательной для всех, копии которого были развешаны по всем улицам, а через три года волосы остриг сам император.
В реальности лишь к 90-м гг. ХIХ в. короткие волосы

Далеко не все с радостью встретили эти нововведения, особенно были возмущены самураи. Некоторые даже выражали пассивный протест, причем весьма своеобразно: состригая тe:ммагэ, оставляли длинные, свисающие до плеч "волосы сожаления".

Как утверждают официальные биографы Гитина, семья молодого Фунакоси отказалась остричь пучок, а, следовательно, пришлось, и оставить мысль о престижной учебе в Токио. обернуть себе на пользу, как бы подчеркивая свое желание уже в раннем утвердились по всей Японии.

Подделать документ и отказаться, подчинившись указу императора, остричь покороче волосы... Странное упорство! Да, в характере "добродетельного и почитавшего традицию" Фунакоси было много странного. А может быть это - не более чем забавный анекдот, дабы подчеркнуть строгий традиционализм Фунакоси.

Обратим внимание - на всех фотографиях он носит короткую - по моде того времени - стрижку и несколько щеголеватые усы, которые он состриг к старости. К тому же, как мы увидим позже, Фунакоси страшно стремился жить именно в Токио, ради этого даже пожертвовал своей семьей, оставив ее на Окинаве.

Он никогда не принадлежал напрямую к самурайской среде, поэтому, лишение пучка на макушке, вряд ли могло задевать его самурайское достоинство (хотя Фунакоси не раз проявлял себя более "самураем", чем истинные потомственные самураи - во всяком случае, демонстрировал это окружающим).

Поэтому, его поступок, связанный с пучком волос, представляется малоправдоподобным. Скорее всего, существовала какая-то другая причина, о которой мы уже вряд ли что-нибудь узнаем.

Кстати, вот еще одна загадка, связанная с молодыми годами будущего гранд-мастера каратэ. Кем были его родители?

Его биографии умалчивают об этом, хотя, судя по его неплохому образованию и намекам, разбросанным по страницам его автобиографии, Фунакоси происходил из благородной, если не из аристократической семьи.

Но был ли Гитин потомственным самураем?

Вопрос этот немаловажен, поскольку Фунакоси стремился пропагандировать через каратэ именно самурайский дух, а, следовательно, должен был считаться его непосредственным носителем.

Как ни странно, скорее всего, семья Фунакоси никогда не принадлежала к самурайскому сословию. Прежде всего, на неяпонской территории Окинаве (она окончательно перешла под юрисдикцию Японии лишь в 1885 г.) не могло сложиться больших самурайских кланов, к тому же семья Фунакоси считались весьма мелкой. Дед будущего патриарха каратэ - Гифуку Фунакоси в ряде книг фигурирует как "преподаватель конфуцианства".

Правда, такой должности в реальности не существовало, а Гифуку Фунакоси преподавал ряд классических наук - конфуцианскую литературу, грамоту, каллиграфию в одной из школ Окинавы. Работа эта, хотя и не давала большого дохода, считалась весьма уважаемой и почетной.

Именно по его линии Фунакоси Гитин и решил пойти в преподаватели. А вот его отец был сборщиком налогов, к тому же сильно пил, постепенно окончательно спиваясь. Соседи его сторонились, да к тому же лишняя встреча с налоговым инспектором не обещала ничего хорошего.

Семья Фунакоси, которая и так никогда не была особо богатой, постепенно шла к полному краху, отец, почти не занимался маленьким Гитином и вся забота о его воспитании, легла на его деда, который и ориентировал его на профессию преподавателя школы.

Так что, к самурайской среде Фунакоси Гитин никогда не принадлежал и в детстве по семейной линии с боевой традицией никак не был связан. Зато всю свою последующую жизнь он стремился стать этим "настоящим самураем", доказав свое право считаться японцем и носителем японской традиции, а не выходцем с небольшого островка.

Его увлечением становится древняя история и поэзия. Он любит писать стихи в подражание китайским поэтам эпохи Тан - времени расцвета культуры в Поднебесной империи. Фунакоси отличался неплохой, хотя далеко не самой блестящей каллиграфией и вообще выделялся среди жителей Сюри своей образованностью.

Правда, особых высот в науке или стихосложении он не достиг. Пиком его образования становится успешно сданный в 1888 году экзамен на младшего или вспомогательного учителя начальной школы - весьма невысокое звание, которое даже не предусматривает высшего образования (высшее образование Фунакоси так не получил до конца жизни).

И ради этого он отказался от учебы в Токио из-за какого-то пучка волос, который все равно потом пришлось состричь!

Фунакоси нравится древность, он увлекается ей с детства, его чаруют рассказы о подвигах самураев и бойцов. А вскоре, ему представляется возможность самому приобщиться к боевому искусству.

Дело в том, что его школьным учителем был никто иной, как родной сын одного из мастеров Сюри-тэ Азато Ясуцунэ, с сыном которого он быстро сдружился в школе. И вот 15-летний Фунакоси начинает изучать окинава-тэ. Тренировки проходили вечерами в доме Азато, так как в те времена, открытые занятия боевыми искусствами, якобы, могли вызывать недовольство со стороны местных властей.

Все же в больше мере, эти вечерние тренировки были данью традиции и романтике, нежели реальным покровом секретности. Хранить секреты в такой небольшой деревушке, как Сюри, было едва ли возможно.

Кому не известны знаменитые истории о том, как Фунакоси Гитин тренировался по ночам вместе со своими мастерами Азато и Итосу, скрываясь от любопытных глаз и опасаясь запретов на занятия каратэ. Сколько романтики и загадочности в этих ночных тренировках в полной тишине, которую лишь изредка нарушает шум ветра в вершинах сосен!

Но мы как-то уже говорили, что все запреты на занятия боевыми искусствами были весьма относительны, а во времена Фунакоси их давным-давно никто не соблюдал. Да и вообще, эти ночные тренировки юноши, из весьма благородной семьи, могли показаться, по крайней мере, странными для жителей Сюри, а семья Фунакоси, как нам уже известно, жестко придерживалась традиционных правил поведения.

Все эти "ночные легенды" - не более, чем калька с китайских рассказов, где действительно тренировки во многих школах проходили ночью. Но и в Поднебесной империи это объяснялось не столько запретами на занятия ушу - в чистом виде ушу никогда не запрещались - а чисто ритуальными аспектами боевых искусств, связанными с магией ночи и "ночным дыханием вселенной".

Создателям легенды о каратэ очень хотелось приблизиться к китайскому мифологическому идеалу, при этом, ухитряясь ни разу не упоминать о самом Китае.

Если верить всем рассказам, которые созданы вокруг обучения Фунакоси каратэ, то окажется, что он тренировался под руководством Азато каждую ночь вплоть до самого утра.

По крайней мере, это можно назвать сильным преувеличением, поскольку юный Гитин должен был каждый день ходить по утрам в школу, а Азато - на службу и оба они должны были когда-то все же спать.

В общем, такие преувеличения, густо разбросанные в биографиях многих мастеров каратэ, не должны особенно удивлять нас, поскольку именно они и создавали тот ореол чудесности, который витает над каратэ и по сей день.

Занятия тодэ превратились постепенно в особый вид местной традиции Окинавы, что можно сравнить, например, с тем, как в других местах частью фольклорного ритуала стали танцы.

Они были вполне привычны и вряд ли у кого-нибудь вызывали удивления или восхищение. Зачастую тодэ занимались не столько как методом боя или самозащиты, сколько как одним из видов локального народного ритуала.

То, что занятия тодэ были всеми признаны, в том числе и местной администрацией, говорит хотя бы тот факт, что в 1906 году на острове состоялись первые показательные выступления по окинава-тэ, на которых присутствовали десятки официальных лиц.

И здесь нам придется еще раз вернуться к этим событиям и посмотреть на них несколько с другой стороны - со стороны личности Фунакоси.

В определенной степени эти выступления стали переломным моментом в преподавании боевых искусств на Окинаве.

 А.Маслов
www.kungfu.msk.ru

Источник: "Боевые искусства: правда и вымысел"

 

Написать автору:
zarichnyj@yandex.ru

Вернуться на предыдущую страницу

Вернуться на главную страницу

Сайт управляется системой uCoz