Размышления об истории каратэК. Токитсу (5 дан Сётокан) http://mosbudokan.narod.ru/ Почему мы практикуем каратэ? Что мы ищем в нем? К чему это искусство может нас привести? Мы иногда похожи на слепых из замечательной истории, которые ссорятся из-за того, что такое "слон". Первый коснулся хвоста слона и сказал, что он похож на веревку, второй потрогал бок слона и сказал, что он похож на стену, третий потрогал хобот слона и сказал, что он похож на трубу. Так же и в каратэ - один считает его спортивным единоборством, а другой искусством мудрости, и т.д. О каратэ сегодня известно многим, но представления о том, что оно есть на самом деле, абсолютно различны. Это мое исследование посвящено установлению общей картины каратэ через его историю, чтобы дать ясность в том, чем является это искусство и, впоследствии, определить путь, по которому надо следовать. Мой подход к этой проблеме основывается на моем собственном желании понять сущность каратэ, чтобы на основе полученных знаний лучше понимать высокие цели практики каратэ. Прогресс в каратэПрогресс в боевом искусстве по аналогии иногда сравнивается с альпинизмом. Так как для восхождения приложения усилий, чтобы подняться, часто недостаточно, необходимо знать о структуре горы, о правилах, которые надо выполнять, а также знать свои возможности. В боевом искусстве значимость обучения является самим собой разумеющимся, но серьезные и продолженные усилия иногда недостаточны для подтверждения мастерства. Путь этот похож на крутую и тяжелую для подъема гору, и мы рискуем попасть в безрезультатное истощение, с бесцельными потерями энергии и времени. Эквивалент этого Пути - Традиция. Я думаю, что человек, какой бы он не был гениальный, не может в одиночку превзойти культурный опыт людей, практиковавших боевое искусство. Объективно взглянув на явление современного каратэ, можно констатировать, что относительно прошлого срок практики укоротился. Она сократилась до нескольких лет, чаще всего это между двадцатью и тридцатью годами, а практики за сорок лет стали раритетом. Качество работы не связывается с взрослением, поэтому боевой порыв юности по изучению каратэ у молодежи быстро проходит. После нескольких лет практики их пыл угасает, и они прекращают свои занятия каратэ. Я считаю, что это подтверждает факт, что сейчас практика каратэ зачастую основывается только на взращивании физической энергии и ничего другого. Это прекрасно, что различные поколения от детей до стариков практикуют каратэ. Но это не значит, что дети (которые получают сегодня аплодисменты публики после показа) удержатся на том же уровне прогресса в каратэ, не продолжая свою практику до преклонного возраста. Параллельно можно констатировать факт появления различных форм заболеваний у людей, которые серьезно занимались каратэ в течение 10-20 лет. Множество из них не только перестают прогрессировать, но у них возникают различные посттравматические последствия. Все это они оправдывают в таком стиле: "Мне уже 40 или 50 лет, поэтому я считаю нормальным, что я хуже, чем 10 лет тому назад". Но история боевых искусств показывает, что только после 50 лет люди достигают зрелого уровня мастерства, например K. Sawai, будучи сегодня в возрасте 81 года, писал в своей статье: "Кто практиковал боевое искусство, не может себе позволить хвастаться прошлыми заслугами. Очевидная глупость говорить, что "в молодости я был очень силен". Тот мастер, кто может в преклонном возрасте побеждать своих молодых учеников с непринужденностью превосходства. Тонкости, ухищрения и гибкость, как ветви большого дерева, должны демонстрироваться мастером боевого искусства в любой момент времени". Сегодня крайне редко встречаются такие примеры, но они существуют, и мастер Sawai один из них. Если быть искренними, то мы не можем игнорировать значимость фактов, которые я только что привел, и того, что сегодня существует под именем каратэ. Почему так случилось? По нескольким причинам. Первая - это увеличение количества практиков каратэ, которое, начиная с тридцатых годов, увеличилось так быстро, что на всех не хватило учителей достаточно высокого уровня. Перекос между прежним каратэ и современным каратэПрактика каратэ расширилась благодаря усилиям учеников мастера Итосу (1830-1915). Согласно тогдашней традиции, мастер Итосу передал каратэ сравнительно небольшому количеству своих учеников (не более десятка), среди которых будущий мастер Фунакоси (1868-1957) - основатель Сётокан, мастер Мабуни (1889-1952) - основатель Сито-рю и мастер Чибана (1885-1969) - основатель Сёрин-рю. Мастер Чибана никогда не уезжал с Окинавы, но двое других перенесли каратэ в Хондо - самый большой остров Японии и обучили каждый в течение жизни несколько тысяч учеников. Это обучение происходило, главным образом, при университетах, в которых студенты-каратэки учились по 5-6 лет. Обучение каратэ 5-6 лет противоречило традиции Окинавы, где обучение происходило в гораздо более долгие сроки, гдена изучение каждого ката затрачивалось от 5 до 10 лет, и затем, по мере роста мастерства ученика, практика становилась все более напряженной. Таким образом, когда г-н Фунакоси оставил Окинаву, чтобы обосноваться на Хондо, у него был уже был некоторый опыт практики каратэ. В его новом способе подачи каратэ, внешняя эффектность изображения стала преобладающей, понемногу формы техники приобрели жесткие линии в ущерб их тонкому содержанию, и это имело большое влияние на изменения существовавших методов. Все это соответствовало достижению только первого этапа мастерства в предыдущих методах, но такое упрощение хорошо подходило для целей обучения молодежи базовым формам. Методы и способы понимания, которые соответствовали эволюции тела и Разума человека, которые нарабатывались только в течение длительного срока, стали игнорироваться. В течение этой качественной эволюции в методах обучения внешний аспект ката превратился в единственный критерий суждения. Оставался только шаг, чтобы начать организовывать соревнования по ката, которые значат не больше, чем конкурс артистического изображения, лишенный какого-либо содержания. Кратко можно констатировать, что в течение этой экстенсивной эволюции каратэ, внутренний взгляд и богатое содержание практики ката были заменены наружным эстетическим эффектом, при этом изображаемые жесты зачастую испытывают нехватку присущего им значения. "Мастерство" сосредоточилось на красоте жеста, даже без всякого его содержания, что похоже на образ "цветка без последующего вызревания плода". Старые мастера презирали усилия по исполнению технических жестов, направленных на то, чтобы только понравится публике. Для них, даже, если техническое исполнение кажется красивым, это не составляет никоим образом цели, т.к. ката является не средством эстетического выражения, а оружием к применению. Карате и эволюция телаНа Окинаве апогеем технического динамизма считается начало отметки (дана) в 50 лет. В Будо физическое состояние и здоровье первостепенны, следовательно, тело составляет основу для использования любого вида оружия, а в каратэ оно является самим оружием. На Пути меча, меч в качестве предмета - уже оружие, у каратэки только голые руки и он должен создавать движения тела, которые являются эквивалентом меча. В таком процессе важно использование всего тела, которое должно быть для этого физически здоровым. Поэтому методика обучения каратэ распределена на все протяжение жизни человека, при этом она должна видоизменяться и иметь возможность приспосабливаться к его возрасту. С этой точки зрения, практика ката - это фундаментальнейшая вещь, т.к. имеется возможность практики одного и того же ката и в 20 лет, и уже с иным полученным опытом в 50 лет, со следующим опытом в 80 лет - каждый раз это будет осуществляться по-новому. Ката - это база, которая позволяет продолжать развивать и углублять методы и мастерство боя на протяжении всей жизни. Все возможности каратэ, техническое умение ведения боя, согласно плана физического и умственного обучения, все это содержится в ката, так как оно - плод исторического накопления технических умений многочисленных ее мастеров. Как соединить настоящее время и традициюТ.о. мы можем констатировать, что ростки эволюции и разрушение возникли с момента, когда каратэ начало свое расширение. Если мы сегодня хотим подняться к более высоким уровням "горы" боевого искусства каратэ, и, чтобы для этого восхождения у нас хватило "дыхания", то мне кажется, что для такой работы нам необходимо объединять два следующих элемента: 1. Четко воспринимать особенности положения настоящего времени. Какова значимость и что для нас значит наша практика боевым искусством? Если этот аспект учитывается в ежедневной практике, то оно носит интроспективный характер, отражающийся в Сознании, как: "здесь и сейчас"; 2. Диахроническое изучение боевого искусства (поэтапное пожизненное планирование), которое должно начинаться с традиций, которые дают конкретную поддержку в практике этого искусства. На этом сочетании базируется динамика боевого искусства. По поводу традиции, вероятно, некоторые читатели могут возразить: "Мы практикуем традиционное каратэ с ката и считаем это уже соблюдением традиции. Зачем нам тогда диахроническое изучение искусства?". То, что у нас зачастую называется традиционным каратэ - понятие условное, что следует из его эволюции и современных изменений. Например, значения ката часто окутаны туманом, поэтому либо их не практикуют, либо изменяют до неузнаваемости. Поэтому для того, чтобы изучить и понять ценность ката, необходимо приложение усилий и периоды времени, чтобы определить, как тот же технический переход выполнялся прежде, как его применять, в каком положении, и т.д. Мой первый стиль: Сётокан (Shotokan)В исследовании стиля Сётокан, я выявил две особенности:
Я видел в Японии множество людей, эффективность которых была очевидна в молодости, но их уровень зачах как завядший цветок. Никто из них не мог мне даже продемонстрировать бывшего уровня. И здесь, во Франции, я констатировал, что существуют различные травмы у каратэк в возрасте от 30 до 40 лет, и чаще всего это распространено среди представителей стиля Сётокан. То же самое было на показе боевых искусств, которые мне были продемонстрированы в Японии, для написания этой статьи. Тут нужно вспомнить, что прежние мастера продолжали осуществлять практику каратэ до конца своей жизни, не имея такого рода физического травматизма. В какой момент возникла эта проблема? Проводя свое исследование эволюции стиля, я сразу выявил сильную разницу между Сётокан мастера Фунакоси и Сётокан тех, кто сегодня провозглашают себя его учениками. Г-н Фунакоси о классификации ката писал в своей книге "Карате-до Кёхан" (Каратэ-до для начинающих): "...Тем не менее, если ката должны быть классифицированными, то они, в основном, разделяются на две большие группы: Сёрей-рю (школа Shorei) и Сёрин-рю (школа Shorin). Сёрей подчеркивает развитие физической силы и мышечной мощи; она поразительна по впечатлению силы, которую высвобождает. Напротив, Сёрин очень легок и быстр, с молниеносными перемещениями, которые напоминают полет сокола. Ката Текки, Дзитте, Хангетсу и Дзион принадлежат школе Сёрей, а ката Хейян, Бассай, Канку Эмпи, Ганкаку - к школе Сёрин. В действительности, очень впечатляет наблюдать какую мощь и силу демонстрирует человек при выполнении ката школы Сёрей. Но тут надо признать, что демонстрация силы стремится к тому, чтобы испытывать недостаток в скорости. Также, всегда впечатляет вид человека, который, быстрыми, как полет птицы, жестами исполняет ката школы Сёрин, демонстрируя блестящую скорость, проистекающую из интенсивного обучения. Оба стиля развивают разум и тело и дополняют друг друга. У обоих есть слабые и сильные стороны и, те кто желает изучить каратэ, должны учитывать это и изучать оба направления". ("Karate-do Kyohan". Gichin Funakoshi, изд. "Tsutomi Ohshima" - Под редакцией Сётокан Франции, Париж, 1979). Согласно вышеупомянутой классификации, все ката современного Сётокан почти не различаются и похожи на стандарты Сёрей. Действительно, динамизм Сёрей характеризуется мощными перемещениями тела и стабильностью стоек, но в нем нет никакой быстроты и легкости. Я думаю, что это трудно не признать за факт, исходя из текста мастера Фунакоси и собственного опыта тех, кто, более или менее долго практикует этот стиль. Все-таки, следует признать, что внутри Сётокан существует множество подвидов и, если одни из них довольно близки к стилю мастера Фунакоси, то другие от него совершенно отличаются. И каждый подвид провозглашается как подлинный продолжатель стиля основоположника Сётокан, правда сейчас, эта тенденция наблюдается во многих стилях. Т.о. важно признать, что в стиле Сётокан произошла эволюция. Но что изменилось в действительности? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратится к тому, на что мастер Фунакоси сам указывал в первоначальном Сётокане. Важность ката в обучении В дополненной и переизданной в 1941 книге "Карате-до Кёхан" г-н Фунакоси пишет: "В старину требовалось почти 3 года, чтобы изучить одно ката. Даже те, кто считались большими мастерами знали только 3 или чуть более ката. Демонстрация знания большого количества ката нечего не значила. На изучение трех ката Текки я потратил 10 лет. Но также, нельзя не признать важность широкого представления о других ката, т.к. у каждого ката есть своя особенность. Поэтому не всегда хорошо стремиться к практике единственного ката... Чтобы легче познавать вещи, следует двигаться от простого к сложному. Для каратэ также важно поэтапное обучение. Раньше у мастеров была тенденция, при которой они сначала преподавали свое любимое ката. Это происходило потому, что сами они знали всего 3-4 ката, а методика обучения еще была не выработана. Осознавая важность методик обучения, я написал эту книгу, исходя из собственного опыта нескольких десятков лет практики.". Затем он уточняет: "Ката являются фундаментальным предметом для получения навыков, но только, если они соответствующим образом изучены. Поэтому изучение их в черзмерных количествах бесполезно. Я считаю достаточным изучение 15 ката: 9 из школы Сёрин (Хейян (1-5), Бассай, Канку, Эмпи, Ганкаку) и 6 из школы Сёрей (Текки (1-3), Дзитте, Хангетсу и Дзион." В этих текстах мы видим, что мастер Фунакоси задумывал практику ката в качестве методики обучения. Поэтому он расширил практику ката до 15, хотя сам он знал не более 4 или 5 ката.
Синкин Гима писал об этой демонстрации: "Тогда я
был студентом университета и мог публично продемонстрировать только Найфанти. Я
знал Пинаны, но я их недостаточно отработал. Мастер Фунакоси доверял только
своему Кусанку. Тогда, мы предварительно решили, что я сделаю Найфанти, а он -
Кусанку. Позже он стал назвавать это ката Канку и, несомненно, это было его
любимейшее ката и делал он его мастерски. На Окинаве мастер Фунакоси не обучался
в обычной гимназии или лицее, которые были связаны непосредственно с преподанием
мастера Итосу, поэтому он недостаточно знал ката серии Пинан..." ("Каратэ-до",
изд. "Соно", 1977). Принципы мастера Фунакоси (2)Говоря об истории каратэ, мастер Осима (T. Oshima), который довольно точно перевел первое издание "Каратэ-до Кёхан", и чей стиль, мне кажется, является одним наиболее близким к стилю Фунакоси, рассказывал мне об изучении им ката Хангетсу. Это его любимейшее ката и, вот, после солидной практики, возможно на 50.000 повторении, у него возникло чувство, что в этом ката что-то не хаватает. Он проанализировал происхождение этого ката и пришел к выводу, что пробел в этом ката возник из-за его неправильной передачи мастером Фунакоси. Согласно одинаковым свидетельствам, полученным от разных людей, которые хорошо знали мастера Фунакоси, ката, которые он мастерски исполнял были только Найфанти (Текки 1-3) и Кусанку-дай. И он достаточно не знал 11 других ката. Он изучал их поверхностно, менее одного года, для того, чтобы составить методику обучения для своей идеи широкого распространения каратэ, которое до этого долго изучалось в только в определенных кругах. Поэтому передача этих 11 ката г-ном Фунакоси могла иметь некоторые пробелы и недостатки, т.к. в то время изучение ката было весьма проблематичным. Потому что, как писал сам мастер Фунакоси, тогдашние мастера знали только 3 или чуть более ката. Сам он, осуществляя поворот истории каратэ, должен был приложить титанические усилия, чтобы собрать нужное количество ката, достаточного для установления новой методики обучения. Поэтому очевидно, что у него не было возможности для их глубокого изучения, более того, не все мастера передали ему необходимые существенные детали. Учитывая проблемы, которые имел мастер Фунакоси на пути изучения этих 11 ката, он все-таки включил их в методику обучения, желая, чтобы пробелы в них в будущем были восполнены учениками. Похоже, что это пожелание не только не осуществилось, и пробелы были не ликвидированы, но и сами ката приняты сейчас за окончательный вариант с существующими в ним недостатками, к тому же исполняются с усиленной жестикуляцией и жестко, между тем, как мастер Фунакоси исполнял их мягко. Здесь я процитирую важное замечание мастера Нанго (T. Nango), который преподает каратэ более 30 лет и на чьи исследовательские труды по боевым искусствах ссылаются мастера в Японии: "... Честно говоря, сейчас нет никого, кто продолжал бы стиль, преподававшийся мастером Фунакоси. Используются только имена ката Фунакоси, но не их содержание" "... Г-н Фунакоси создал для нас стиль Сётокан, но интереснейший факт, что никто из этого стиля правильно не наследовал его технику, никто... Уже в конце жизни его ученики извратили методику. Каратэ было деформировано так, что его основы были почти полностью утрачены. Что осталось только имя Сётокан и имена бывших ката... Я представляю, какой это было для него драмой в конце жизни, констатируя, что почти все его методы, которые он долго преподавал, были потеряны " (Т. Nango, "Путь постижения в Будо", изд. "San-ichi Shoho", 1980, Токио). Действительно, если исполнять ката Сётокан согласно классификации Сёрин и Сёрей, указанной мастером Фунакоси, то можно заметить, что Тонкость (легкость, быстрота, гибкость) была заменена выражением динамизма. Именно Тонкость позволяла методам изменяться вместе с человеком, по мере его взросления. Эффективность человека в искусстве боя - это не "одноразовая" вещь, она должна быть действительной течение всей жизни. Человек в возрасте 60-70 лет также неоспоримо эффективен в бою, но его эффективность другой структуры, чем у молодых в возрасте 20-30 лет. Если мы желаем идти Путем боевого искусства всю жизнь, то, мне кажется, необходимо задуматься об этих явлениях и критически переосмыслить свою методику. Возможно эта статья шокировала некоторых каратэк. Но я думаю, что практики каратэ имеют право знать о том, каким является исторический рисунок их искусства и что, у всех тех, кто его преподает, есть долг говорить об этом правдиво. В вопросе о боевых искусствах очень мало объективной информации и, я в пределах своего умения, попытался расширить знание о том, что я люблю, а также распространить это в Европе, которая, как мне кажется, наиболее продвинулась в этих исследованиях, чем Япония. В статьях, которые последуют, я цитирую главным образом то, что было опубликовано на японском языке, поэтому таким образом возможно проверить их достоверность." Источник: "Боевые искусства: правда и вымысел" |
Написать автору:
zarichnyj@yandex.ru
Вернуться на предыдущую страницу