Первый "газовый" конфликт возник еще в XII веке Александр ПалийИсточник: "Обозреватель" Летописец назвал нападающих "погаными". Интересно, что так в летописи назывались исключительно иноплеменники, да и то лишь язычники. После такого триумфа суздальский князь распоясался. Он даже начал указывать князьям киевской династии. Впервые "газовый" конфликт между Киевом и восточными землями возник очень давно – приблизительно в эти же дни зимы 1173 года. Тогда князь молодого Суздальского княжества попробовал перекрыть Киеву кислород. Что проявилось в вытеснении суздальским князем Андреем Боголюбским, основателем деревни Боголюбово, князей Киевской династии – потомков Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, из издревле вассальных Киеву владений. Дошло до того, что из Новгорода, который с давних пор из 3 тысяч ежегодно собранных гривен 2 тысячи отдавал на Киев, был вытеснен князь Киевской династии – Роман, сын Киевского князя Мстислава Изяславича. Ситуация неприятная и крайне непривычная для Киева, который уже пару столетий "нес цивилизацию" в Залесье. Укрепление суздальского Залесья состоялось в то время, когда Русь истощалась в непрекращающейся войне со Степью. (Известно, что Русью с VІІІ до XVІІ столетия называлась нынешняя Центральная Украина). Сам Андрей Боголюбский в борьбе против Киева постоянно поддерживал половцев – основного врага Руси. Что и не удивительно, ведь мать Андрея Боголюбского была половчанкой – дочерью хана Аепы. Внешность суздальского князя, воспроизведенная учеными, довольно характерная для его происхождения. Однако главной причиной оппозиционности Суздальского Залесья против Руси были не родственные связи князей с половцами, а естественные геополитические интересы нового народа, который родился в Залеских лесах и болотах от сплава угро-финских племен под влиянием церковнославянского языка и первоначальной киевской администрации. Кстати, название Суздаль, как и большинство собственных названий Центральной России, имеет угро-финское происхождение. Русский историк Ключевский небезосновательно считал Андрея Боголюбского первым собственно российским князем. До него все Рюриковичи традиционно считали, что их Родина ("отчина") – это Русь, то есть земля современной Киевской, Житомирской, Черниговской, и частей Черкасской и Полтавской областей. Все князья династии обязаны были беречь этот "домен", посылая дружины даже из тех земель, где степняков никогда и не видели, воевать в интересах Киева. Летопись сообщает трогательную историю, когда князь Ростислав, внук Владимира Мономаха, который всю жизнь княжил в далеком Смоленске, почувствовав, что умирает, сказал: "Не могу я здесь лечь. Повезите меня к Киеву. Если меня Бог возьмет в пути, то положите меня, за отчим благословением, в Церкви святого Феодора (в Киеве). Если же Бог отпустит недугу сю … то постригусь в Печерском монастыре". Когда другого князя - Андрея, сына Владимира Мономаха, старались выгнать с Руси и отправить в Курск, он сказал: "Я волю на своей отчине смерть принять. Лучше мне смерть с дружиной на своей отчине и дедизне взять, чем Курское княжение". В 1169 году Андрей Боголюбский захватил Киев и отказался там оставаться. Перед тем он сбежал из Руси в Суздаль, похитив икону Вышгородской Богоматери, которая теперь в России называется Владимирской. Захватив Киев, суздальский князь устроил небывалый разгром. Летопись пишет : "И грабили они два дня весь огород — Подол, и Гору, и монастыри, и Софию, и Десятинную Богородицу. И не было помилования никому и ниоткуда: церкви горели, христиан убивали, а других вязали, жен вели в плен, силком разлучая с мужьями их, дети рыдали, смотря на матерей своих. И взяли они имущества множество, и церкви оголили от икон, и книг, и риз, и звоны с церквей поснимали ... Зажжен был даже монастырь Печерский святой Богородицы погаными, но Бог молитвами святой Богородицы оберег его от такой беды. И был в Киеве среди всех людей стон, и тоска, и скорбь неутешимая, и слезы бесперестанные. Сие же все сделано за грехи наши". Летописец назвал нападающих "погаными". Интересно, что так в летописи назывались исключительно иноплеменники, да и то лишь язычники. После такого триумфа суздальский князь распоясался. Он даже начал указывать князьям киевской династии. Правда, у него не очень получилось. Андрей Боголюбский сказал Роману (сыну именно того Ростислава, который ехал умирать в Киев): "Не ходишь ты в моей воле с братьями своими, так пойди ты из Киева, а Давид — из Вышгорода, а Мстислав — из Белгорода. А вот вам Смоленск, им и поделитесь". Возглавил сопротивление Мстислав. Как пишет летопись, "Мстислав от юности привык не бояться никого, а только Бога одного беречься. И повелел он, Андреевого посла взяв, постричь [ему] перед собой голову и бороду, сказав ему: "Иди же к князю своему и скажи ему: "Когда ты с такими речами прислал не яко к князю, а как к подручному и простому человеку, то что ты задумал, то и делай. Пусть Бог рассудит". Андрей собрал воев своих — ростовцев, суздальцев, владимирцев, переяславцев, белозерцев, муромцев, и новгородцев, и рязанцев,— и, посчитав их, нашел, что их пятьдесят тысяч. И послал он … сказав им: "А Мстислава, схватив, не учините же ему ничего, а приведите его ко мне". Как пишет летопись, "Мстислав ударился с полками их, и потоптали они средний полк, а другие противники, увидевши [это], окружили его, потому что Мстислав въехал в них с небольшим войском. И тогда смешались оба, и большое было смятение, и стон, и вопль сильный, и голоса неизвестные, и видно было здесь, как ломались копья, и [слышен] был звон оружия, от большой пыли не узнать [было] ни конника, ни пешего". Мстислав под Вышгородом девять недель вел изнурительные бои с агрессорами. Киевлянам помог луцкий князь Ярослав Изяславич, точнее слух о нем: "И пришли в замешательство войска их, и, не дождавши рассвета, в смятении большом, не имея возможности удержаться, побежали через Днепр, и много их потопилось. И выехал Мстислав из города с дружиной своей, и, догнав их, дружина его ударила на обоз их, и много колодников они захватили. Мстислав же много пота утер с дружиной своей и немало мужества показал с мужами своими". Как пишет летопись, "так возвратилась вся сила Андрея, князя суздальского, а собрал он все земли, и множеству воев не было числа. Пришли они высокомерными, а смиренными отошли в дома свои. Сим так и сбылось слово апостола Петра, который сказал: "Тот, кто возносится – смирится, а кто смиряется — вознесется". На Суздальщине, как это часто случалось и в будущем, внешнее поражение создало внутренние проблемы для власти. Народ не простил ей провал в покорении других земель. Вскоре после вышгородского поражения Андрей Боголюбский был убит заговорщиками, и тело князя лежало на улице, пока народ грабил хоромы. Интересно, что упрекать заговорщиков и хоронить князя остался только его придворный киевлянин Кузьмище Киянин. Так закончился первый "газовый" конфликт. Украина тогда отстояла независимость против молодой и амбициозной страны и даже дала ей по рукам. Сегодня Россия уже не молодая, но пока еще все так же амбициозна. Александр Палий, историк, автор книги «Ключ к истории Украины», для "Обозревателя"Источник: "Обозреватель" |
Вернуться на предыдущую страницу