Выпуск 18
Финно-угорская русь.
Создателями древнерусского государства были не только славяне
Источник:
http://kominarod.ru/
Отвечает Ростислав Мартинюк,
историк и филолог.
- По финским поверьям, именно в котов после смерти
превращались волхвы-колдуны. Они сторожили дубы. С цепью тоже всё очень просто:
на дубы, предназначенные для захоронений, всегда что-то вешали, например,
ленточки, лоскутки материи, в поздние же времена – цепи. Таким образом,
пушкинский кот-учёный – мифический финно-угорский шаман, приходящий из
загробного мира. Во многих регионах России хоронили на дубах вплоть до середины
XVIII века. К слову, выражение «ты что, с дуба упал?» означает не что иное, как
возвращение с того света.
______________________________
Кот учёный с "мордовской" пропиской
— Так кем же была по происхождению Арина Родионовна?
— По национальности она была ижоркой — представительницей небольшого
финно-угорского племени, входившего во времена князя Олега в состав Чуди.
Происходила из крепостных села Лампи [русский вариант — Лампиево),
расположенного на берегу одноименного озера (ныне — Ленинградская область). Это
— довольно известный факт, установленный крупнейшими пушкинистами.
Долгое время Пушкин жил в Болдино Нижегородской области. Ныне это село стоит в
восьми километрах от границы Республики Мордовия. Поэтому в своих сказках
Александр Сергеевич соединил ижорские предания, рассказанные ему Ариной
Родионовной, и мордовские, услышанные им от местных крестьян.
— То есть «Русские сказки А. С. Пушкина» на самом деле не русские, а финские?
—Конечно. А знаете, почему у Александра Сергеевича кот ученый ходит вокруг дуба
по цепи кругом? Большая часть финно-угорских племен хоронила покойников в кронах
дуба. Они привязывали тела к ветвям деревьев. Когда останки истлевали, кости
сыпались на землю... Тоже, кстати, очень распространенный сюжет. Ведь в сказках
соловей-разбойник обязательно сидит в кроне дуба, вокруг которого валяются
человеческие кости и черепа. Отсюда же происходят и упоминаемые в былинах
священные дубравы — страна мертвых, через которую обязательно должен проехать
герой сказки или предания.
— То есть привязывание к ветвям деревьев лоскутков это на самом деле элемент
погребального обряда?
— И не только это! Например, широко распространено бросать в фонтаны, реки, моря
монетки — чтобы вернуться сюда. На самом деле это тоже элемент погребального
обряда финно-угорских племён. Монетка для них означала пропуск в мир мертвых.
Эту традицию частично переняли славяне: во многих погребениях встречаются монеты
разных стран и правителей.
— Хорошо, а почему монеты тогда кидали в воду?
— Финно-угры в смерть не верили и думали, что, умирая, переносятся в в тело
какого-нибудь животного: собаки, волка, кота, морского тюленя, котика и т. д.
Наиболее почетным у них считалось переселиться в медведей. (Как тут не вспомнить
детскую сказку про Машу и медведей!)
Кроме того, у них считалось, что один из главных языческих богов, от которого
зависит переселение в иной мир, живет на дне рек и морей. Именно поэтому и
бросали монетки в водоемы — на счастье, только загробное.
— А где-нибудь обо всем том, что вы рассказываете, можно почитать?
— В 1994 году в Саранске вышел эпос Александра Шаронова "Масторава". Не верите —
ищите книгу, проверяйте сами.
Русские Кельты
— Откуда вообще взялись финно-угорские племена?
- Они — исконные жители Евразийского континента, кельты. В IV-III тысячелетиях
до нашей эры, во времена раннего Египта, заселяли всю Европу и современную
Россию от Пиренеев и до берегов Алтая. Во II тысячелетии до нашей эры потихоньку
стали вытеснять племена, шедшие из Индии, Малой Азии, современной Турции и далее
через Балканы в Европу. Со временем их оттеснили к краям континента — в горы, на
острова нынешней Великобритании, северо-восточные земли современной России.
Причем между индо-европейцами и финно-уграми на северной территории современной
Украины сформировались и славяне.
— А как они состыковались с нами?
—Обратимся к «Повести временных лет». Как следует из летописи, Русь основали
Рюриковичи — варяжские князья. Именно, благодаря варяжским дружинам и варяжским
князьям, славянские и финно-угорские племена объединились в государство, которое
мы знаем под именем Руси. В ее состав вошли 20 финно-угорских, 12 славянских и
одно литовское (голядь) племена. Варяги — тоже финно-угры по происхождению. 20
финно-угорских племен пошли не за славянами, а за варягами.
— У славян есть «Повесть временных лет» и всевозможные летописные своды, откуда
мы и знаем о своей истории. А существует что-нибудь у финно-угров?
— По языческим обычаям, у финно-угров действовал запрет на передачу сведений в
письменной форме. Правда, они пользовались иероглифическим письмом с IV
тысячелетия до нашей эры. Лишь в XIV веке, благодаря митрополиту Стефану
Пермскому, зырянину по происхождению, коми-пермяки получили собственное
буквенное письмо.
В отличие от славянских племен, финно-угорские не имели общего языка и
пользовались своим, не похожим на другие. Примерно с Х века финно-угры говорили
на двух языках — родном в племени и древнерусском — с соседями. Последний был
для них тем языком, которым ныне является английский для всего мира.
— А куда делись финно-угорские языки?
— А кто вам сказал, что они куда-то делись? В современной Российской Федерации
существуют учебники на 16-ти из 20 существующих финно-угорских языков. И по ним
во многих сельских районах учатся дети. То есть они изучают русский и, скажем,
эрзя или мокша языки как свои родные.
Дело в том, что до Петра I на территории современной России русским языком
пользовались исключительно для общения с другими племенами. Русский язык
постепенно проникал в сельские районы. В крепостных деревнях между собой
говорили на эрзянском, мокшанском, мерянском, марийском и других языках. А
русским — только с помещиком да приставом. Кстати, знаете, что такое «ботать по
фене»? Это особый финно-славянский сленг — своеобразное эсперанто, который
использовали русские купцы, объезжая русские деревни.
— А почему в современной России не говорят на финно-угорских языках?
— А вы где в России были? В Москве, Санкт-Петербурге, на худой конец — поездили
по городам Золотого Кольца? Так извините, у нас в городах тоже говорят на
русском. И у каждого из русскоговорящих есть бабушка или дедушка в каком-нибудь
селе Черкасской, Полтавской или Винницкой областей. И говорят там не на киевском
варианте русского языка, а на родном — украинском. То же самое — и с москвичами,
питерцами и другими. Если они, конечно, родом не из какой-нибудь украинской или
казахской глубинки. Бабушки и дедушки в эрзянских, мокшанских, вепсских или
коми-пермяцких селах говорят, поверьте, на родном языке, хотя и с сильной
примесью русскихслов.
— Вы можете сослаться на каких-нибудь ученых, занимающихся финно-уграми на
территории современной России?
— Конечно. В Институте археологии Академии наук России есть отдел, занимающийся
только этим вопросом. Существует научная традиция изучения древних
финно-угорских племен на территории России вообще и в пределах Москвы - в
частности. В современной России финно-угорская связь не скрывается, другое дело,
что о ней знают лишь ученые да узкий круг любителей истории.
Ярослав Тинченко, «Киевские ведомости»,
17 февраля 2004 г.
Источник: Эрзянь Мастор № 184
|