Выпуск 18

         Финно-угорская русь. Создателями древнерусского государства были не только славяне

Источник: http://kominarod.ru/

Отвечает Ростислав Мартинюк, историк и филолог.

- По финским поверьям, именно в котов после смерти превращались волхвы-колдуны. Они сторожили дубы. С цепью тоже всё очень просто: на дубы, предназначенные для захоронений, всегда что-то вешали, например, ленточки, лоскутки материи, в поздние же времена – цепи. Таким образом, пушкинский кот-учёный – мифический финно-угорский шаман, приходящий из загробного мира. Во многих регионах России хоронили на дубах вплоть до середины XVIII века. К слову, выражение «ты что, с дуба упал?» означает не что иное, как возвращение с того света.

______________________________

Кот учёный с "мордовской" пропиской

— Так кем же была по происхождению Арина Родионовна?

— По национальности она была ижоркой — представительницей небольшого финно-угорского племени, входившего во времена князя Олега в состав Чуди. Происходила из крепостных села Лампи [русский вариант — Лампиево), расположенного на берегу одноименного озера (ныне — Ленинградская область). Это — довольно известный факт, установленный крупнейшими пушкинистами.

Долгое время Пушкин жил в Болдино Нижегородской области. Ныне это село стоит в восьми километрах от границы Республики Мордовия. Поэтому в своих сказках Александр Сергеевич соединил ижорские предания, рассказанные ему Ариной Родионовной, и мордовские, услышанные им от местных крестьян.

— То есть «Русские сказки А. С. Пушкина» на самом деле не русские, а финские?

—Конечно. А знаете, почему у Александра Сергеевича кот ученый ходит вокруг дуба по цепи кругом? Большая часть финно-угорских племен хоронила покойников в кронах дуба. Они привязывали тела к ветвям деревьев. Когда останки истлевали, кости сыпались на землю... Тоже, кстати, очень распространенный сюжет. Ведь в сказках соловей-разбойник обязательно сидит в кроне дуба, вокруг которого валяются человеческие кости и черепа. Отсюда же происходят и упоминаемые в былинах священные дубравы — страна мертвых, через которую обязательно должен проехать герой сказки или предания.

— То есть привязывание к ветвям деревьев лоскутков это на самом деле элемент погребального обряда?

— И не только это! Например, широко распространено бросать в фонтаны, реки, моря монетки — чтобы вернуться сюда. На самом деле это тоже элемент погребального обряда финно-угорских племён. Монетка для них означала пропуск в мир мертвых. Эту традицию частично переняли славяне: во многих погребениях встречаются монеты разных стран и правителей.

— Хорошо, а почему монеты тогда кидали в воду?

— Финно-угры в смерть не верили и думали, что, умирая, переносятся в в тело какого-нибудь животного: собаки, волка, кота, морского тюленя, котика и т. д. Наиболее почетным у них считалось переселиться в медведей. (Как тут не вспомнить детскую сказку про Машу и медведей!)

Кроме того, у них считалось, что один из главных языческих богов, от которого зависит переселение в иной мир, живет на дне рек и морей. Именно поэтому и бросали монетки в водоемы — на счастье, только загробное.

— А где-нибудь обо всем том, что вы рассказываете, можно почитать?

— В 1994 году в Саранске вышел эпос Александра Шаронова "Масторава". Не верите — ищите книгу, проверяйте сами.


Русские Кельты

— Откуда вообще взялись финно-угорские племена?

- Они — исконные жители Евразийского континента, кельты. В IV-III тысячелетиях до нашей эры, во времена раннего Египта, заселяли всю Европу и современную Россию от Пиренеев и до берегов Алтая. Во II тысячелетии до нашей эры потихоньку стали вытеснять племена, шедшие из Индии, Малой Азии, современной Турции и далее через Балканы в Европу. Со временем их оттеснили к краям континента — в горы, на острова нынешней Великобритании, северо-восточные земли современной России. Причем между индо-европейцами и финно-уграми на северной территории современной Украины сформировались и славяне.

— А как они состыковались с нами?

—Обратимся к «Повести временных лет». Как следует из летописи, Русь основали Рюриковичи — варяжские князья. Именно, благодаря варяжским дружинам и варяжским князьям, славянские и финно-угорские племена объединились в государство, которое мы знаем под именем Руси. В ее состав вошли 20 финно-угорских, 12 славянских и одно литовское (голядь) племена. Варяги — тоже финно-угры по происхождению. 20 финно-угорских племен пошли не за славянами, а за варягами.

— У славян есть «Повесть временных лет» и всевозможные летописные своды, откуда мы и знаем о своей истории. А существует что-нибудь у финно-угров?

— По языческим обычаям, у финно-угров действовал запрет на передачу сведений в письменной форме. Правда, они пользовались иероглифическим письмом с IV тысячелетия до нашей эры. Лишь в XIV веке, благодаря митрополиту Стефану Пермскому, зырянину по происхождению, коми-пермяки получили собственное буквенное письмо.

В отличие от славянских племен, финно-угорские не имели общего языка и пользовались своим, не похожим на другие. Примерно с Х века финно-угры говорили на двух языках — родном в племени и древнерусском — с соседями. Последний был для них тем языком, которым ныне является английский для всего мира.

— А куда делись финно-угорские языки?

— А кто вам сказал, что они куда-то делись? В современной Российской Федерации существуют учебники на 16-ти из 20 существующих финно-угорских языков. И по ним во многих сельских районах учатся дети. То есть они изучают русский и, скажем, эрзя или мокша языки как свои родные.

Дело в том, что до Петра I на территории современной России русским языком пользовались исключительно для общения с другими племенами. Русский язык постепенно проникал в сельские районы. В крепостных деревнях между собой говорили на эрзянском, мокшанском, мерянском, марийском и других языках. А русским — только с помещиком да приставом. Кстати, знаете, что такое «ботать по фене»? Это особый финно-славянский сленг — своеобразное эсперанто, который использовали русские купцы, объезжая русские деревни.

— А почему в современной России не говорят на финно-угорских языках?

— А вы где в России были? В Москве, Санкт-Петербурге, на худой конец — поездили по городам Золотого Кольца? Так извините, у нас в городах тоже говорят на русском. И у каждого из русскоговорящих есть бабушка или дедушка в каком-нибудь селе Черкасской, Полтавской или Винницкой областей. И говорят там не на киевском варианте русского языка, а на родном — украинском. То же самое — и с москвичами, питерцами и другими. Если они, конечно, родом не из какой-нибудь украинской или казахской глубинки. Бабушки и дедушки в эрзянских, мокшанских, вепсских или коми-пермяцких селах говорят, поверьте, на родном языке, хотя и с сильной примесью русскихслов.

— Вы можете сослаться на каких-нибудь ученых, занимающихся финно-уграми на территории современной России?

— Конечно. В Институте археологии Академии наук России есть отдел, занимающийся только этим вопросом. Существует научная традиция изучения древних финно-угорских племен на территории России вообще и в пределах Москвы - в частности. В современной России финно-угорская связь не скрывается, другое дело, что о ней знают лишь ученые да узкий круг любителей истории.


Ярослав Тинченко, «Киевские ведомости»,

17 февраля 2004 г.

Источник: Эрзянь Мастор № 184

Более обширную статью Ростислава Мартынюка на данную тему на украинском языке читайте здесь: http://zarichnyj.narod.ru/hi_uf.htm

Вернуться на предыдущую страницу

Вернуться на главную страницу

Сайт управляется системой uCoz