Выпуск 21
Дело о христианах
Источник:
Андрей Балабуха "Когда врут учебники истории. Прошлое,
которого не было"
"Прямым
доказательством того, что обвинения принцепса в поджоге Рима родились по горячим
следам, является тот факт, что Нерону пришлось оправдываться, то есть самому
искать виноватых. И вскорости они были найдены. По словам Тацита, принцепс
объявил виновниками пожара сектантов, приверженцев одного из восточных культов;
Тацит называет их христианами. «И вот Нерон, чтобы побороть слухи, – пишет он, –
приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями
навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от
имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий
Пилат; подавленное на время, это зловредное суеверие стало вновь прорываться
наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду
стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак,
сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой
секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не
столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому».
Далее Тацит рассказывает, что «их распинали на крестах или, обреченных на смерть
в огне [а как же еще казнить поджигателей? – А.Б.], поджигали с наступлением
темноты ради ночного освещения».
Но тут в спор с обвинителями Нерона вступают уже не историки, а химики. Дело
в том, что распятые на крестах и подожженные человеческие тела не могли гореть,
словно факелы. Они должны были медленно обугливаться, да и то лишь будучи
обмазаны каким-нибудь горючим материалом наподобие смолы. Вспомните описания
сожжения еретиков в Средние века: складывали огромные костры, но и при этом тела
несчастных не сгорали дотла, а лишь обугливались, и потом их почернелые останки
по нескольку дней стояли, в назидание другим, привязанными к столбам и лишь
постепенно распадались. Вспомните, как в срубах сжигали раскольников на Руси.
Всякий пожарный, всякий работник крематория знает, как плохо горит (хотя очень
быстро обгорает) человеческое тело.
Существует и еще одно немаловажное соображение: сгорая, человеческая (как и
любая животная) плоть издает такое зловоние, что римляне вряд ли были бы
благодарны Нерону за такое освещение, не говоря уже о том, что сам
эстет-принцепс не нашел бы в подобной затее ни малейшего удовольствия. О том,
сколь серьезной была эта проблема для Древнего мира, свидетельствует следующая
история.
С начала первого тысячелетия до Р.Х. и вплоть до начала IV века уже нашей эры
всю территорию Южной Аравии почти непрерывно подчиняло себе Сабейское царство (одна
из первых его властительниц – та самая библейская царица Савская, что заключила
союз с мудрейшим царем Соломоном). Главным предметом экспорта, на котором это
государство богатело, были драгоценные благовония – в частности ладан. Древний
мир потреблял эти пахучие вещества десятками тонн в год. Причем далеко не в
первую очередь для нужд парфюмерии, косметики или богослужений. Нет! Прежде
всего они в огромных количествах расходовались при отправлении погребальных
обрядов, поскольку почти везде практиковалось тогда трупосожжение и требовалось
чем-то заглушать невыносимый смрад горящей плоти. С приходом христианства и
введением в практику погребений нужда в таком количестве благовоний отпала. В
результате экономика Сабейского царства пришла в упадок, и оно было завоевано
соседним Химьяритским царством. Как видите, проблема была серьезная.
Учитывая сказанное, утверждения Тацита можно с полной уверенностью отнести к
цветам бумажного красноречия. К тому же, скорее всего, мы имеем здесь дело с
позднейшей припиской.
История раннего христианства известна не слишком хорошо, и вышеприведенные
слова Тацита разные исследователи в разное время трактовали по-разному, причем
многие признавали их вставкой, сделанной несколькими столетиями позже. В
современной науке принято считать, что распространение христианских общин в Риме
начинается с последней трети I века. Раннехристианские общины состояли главным
образом из низов населения (рабов и свободных бедняков), ибо они больше всех
нуждались в том утешении, которое давала христианская религия и которое
полностью отсутствовало в религии римской. Поскольку христиане держались
обособленно, отказывались участвовать в общегосударственном культе императоров,
сходки их были окружены таинственностью и не принадлежащие к общине туда не
допускались, все это и послужило основанием для возникновения кривотолков и
подозрений в неблаговидных действиях. Главными преступлениями христиан молва
считала то, что они якобы приносят в жертву новорожденных римских младенцев,
вкушают их плоти и крови и предаются массовому разврату. Так что, если гонения и
впрямь имели место, жертва была выбрана точно.
Но весьма вероятно, что гонений попросту не было – они зафиксированы в более
позднее время. Отнюдь не исключено, – и в последнее время это убедительно
доказал профессор Ошар из Бордоского университета, – что в XI веке
монахи-переписчики (а рукописи Тацита дошли до нас исключительно в виде копий
этого и даже более позднего времени) добавили к рассказу латинского историка о
тех трагических событиях свою, захватывающую воображение версию. Психологически
это вполне оправдано – тем самым история гонений на христиан заметно продлялась
в прошлое, а ведь именно «в крови мучеников суть спасение»…
Любопытное соображение: если бы не эта приписка, не появился бы на свет «Quo
vadis» Генрика Сенкевича и мировая художественная литература понесла бы ощутимую
потерю."
Андрей Балабуха "Когда врут учебники истории. Прошлое, которого не было"
|