Источник: http://www.cirota.ru/
Использованы материалы книги:
В.Боровський. Теодосiй Довгалюк. Виннипег, 1949 - Рiвне,2001
Лидер молодой украинской Реформации погиб в советском концлагере на Соловках, когда ему было всего 36 лет. Его память свято хранит немногочисленная, хотя и превосходящая российскую, община соотечественников-кальвинистов. Однако за пределами Украины этот великий мученик практически неизвестен даже в протестантской среде – и наш долг, узнав о нем, передать другому...
Теодосий Довгалюк родился в 1907 году в многодетной семье ремесленника (он имел двух братьев и трех сестер) в местечке Александрия на Волыни (не путать с одноименным городом в Центральной Украине). Его отец, происходивший из соседнего села Забороля, был первоклассным плотником, часто уезжавшим из родного городка на заработки, мать, хрупкая и болезненная, держала домашнее хозяйство. Братья Теодосия получили образование, стали народными учителями и впоследствии активно участвовали в национальном движении.
Будучи одаренным ребенком (в 1915 г. он сразу поступил во второй класс народной школы), Теодосий рос и учился в очень тяжелое время - период, когда началась первая мировая война. Западная Украина отошла к Австрии, а затем к Польше, и семья Довгалюков, как и большинство украинского населения, потерпела горе и большой материальный ущерб – людям, ставшим иностранцами, найти работу было почти невозможно. Младший брат будущего пастора заболел и умер на чужбине, куда отправился за заработком, одна из сестер рано потеряла мужа и осталась с ребенком на руках. Теодосию пришлось взять на себя часть хозяйства и помогать отцу в плотницких работах. Однако в 1922 г. он окончил школу и начал искать свое место в жизни.
В 1918 г. Украина обрела независимость, и в течение гражданской войны Александрия неоднократно переходила из рук в руки, будучи яблоком раздора между национальной армией, поляками и большевиками. В городке часто останавливались украинские части, а в соседнем Ровно – и сам Симон Петлюра. Советскую власть волынцы не приняли и сопротивлялись ей. Среди многочисленного еврейского населения росло влияние сионизма.
Все это не могло не произвести впечатления на талантливого подростка, в котором пробуждалось национальное чувство. Он организовал среди сверстников сперва музыкальный кружок, а затем и патриотический – «Малую Сечь» с «козачками». Ребята собирали украинские книги, пели народные песни и маршировали под музыку, затем – организовали обучение младших грамоте.
Через некоторое время на кружок донесли польской полиции. Однако комендант поступил милосердно – потребовав от молодежи в дальнейшем испросить разрешения администрации и конфисковав запрещенные издания, он никого не арестовал. Через некоторое время 17-летний Теодосий и его друзья уже легально создали читальню «Просвита», украинский кооператив, театральный кружок, хор, футбольную команду и организовали курсы ликбеза. А затем был организован и «пласт» – военно-спортивная молодежная организация, где Довгалюк стал «референтом» и организовал «61-й курень имени полковника Ивана Богуна». В 1927 г. она была официально разрешена польскими властями, использовавшими любые возможности для противостояния СССР – ведь все прекрасно помнили художества «пана Тухачевского» на варшавской земле…
В эти годы у молодого Теодосия назревает религиозный кризис. Тогда на входившей в состав Польши Западной Украине церковная ситуация была крайне сложной. В регионе получила распространение так называемая Автокефальная Православная Церковь, решительно настроенная против коммунизма, переведшая богослужение на современный украинский язык и действовавшая под лозунгами дерусификации православия («Москва подарила нам большевизм»). С точки зрения самого православия эта организация, вдохновлявшаяся такими деятелями, как В.Ричинский (она активна и сегодня, насчитывая несколько сот приходов), явилась антиканонической, в то же время не имея ничего общего и с протестантизмом. Поляки же были заинтересованы в полонизации, а не в украинской национальной церковности, и поэтому они активно поддерживали среди украинцев не автокефалистов, а греко-католиков и просто польский католицизм.
Многие люди среди всех этих распрей опускали руки и вовсе теряли веру. Однако на Украине активно ширились и протестантские движения – евангельские христиане, баптисты, пятидесятники, христиане-сионисты (последние получили распространение на Волыни). Все они противостояли православию и католицизму, однако были далеки и от украинского национального самосознания. Будучи горячим патриотом и человеком острого, ищущего ума, молодой Довгалюк прошел и через автокефализм, и через штундизм – но ни то, ни другое не удовлетворило его. Но настал момент, когда он впервые взял в руки Библию на родном языке и начавшую появляться на Волыни евангелическую литературу из Канады, которую привозили обратившиеся на чужбине репатрианты.
Довгалюк пришел к выводу, что ни политизированные проекты украинизации православия, ни баптизм, сосредоточенный исключительно на личном спасении, явно не достаточны – необходима реформация, которая отвечала бы духовным нуждам всего народа и его вечному призванию в Боге. Автокефализм не был библейским христианством, а баптисты в большинстве своем тяготели к России. Люди же хотели одновременно и родного языка, и живого евангельского слова. И Теодосий познакомился с новой общиной – Украинской Евангельско-Реформатской Церковью (УЕРЦ), которую возглавляли три украинских эмигранта в США – Василь Кузив, Павел Крат и Лев Бучак.
В 1926-1927 гг. юноша проходит семимесячные библейские курсы в Галиции, а затем, при поддержке Украинского Евангельского объединения в Северной Америке – поступает в миссионерскую семинарию в Венцборке (Польское Поморье), где три года (курс был 4-летним) глубоко изучает Писание и протестантизм, овладевает немецким языком и богословской литературой, готовится к проповедническому служению.
В 1931 г. Теодосий возвращается на родину и едет в Галицию, рассчитывая встретить как верующих, так и единомышленников-патриотов. Однако терпит горькое разочарование: при наличии узкого круга сильной и европейски-образованной общественности господствующий здесь греко-католицизм оказывается зараженным средневековыми суевериями, которые поддерживают иезуиты, в крае царит материализм, пьянство, разврат, к тому же ведется активная кампания по латинизации унии и поддерживается конфликт с автокефалистами. Украинская Библия отсутствует, даже из богослужения родной язык изгоняется – Ватикан не заинтересован ни в чем ином…
Молодой проповедник начинает работать секретарем миссионерского отдела УЕРЦ и служить в Коломые, а также участвовать в издании журналов «Сияч» и «Вера и наука». Он также пишет стихи как духовного, так и светского содержания – его сборник «Змагання» был тепло встречен критикой. Поэтический талант его, однако, не успел раскрыться – мы процитируем его дальше…
Реформатское движение развивалось очень быстро. К концу 1932 года начинают работать реформатские миссии в Подолье и на Гуцульщине, растет христианская благотворительность – так, Довгалюк организовал сбор средств в Швейцарии в помощь пострадавшим от неурожая. По его инициативе создается миссия – Кружки украинской евангельской молодежи, взявшая на себя обязанность воспитывать подростков, юношей и девушек в христианском и патриотическом духе, а также распространять грамотность, родную и европейскую культуру – и делавшая это с успехом. Там, где прежде свирепствовали драки и поножовщины, пьянка, половая распущенность – молодежь приходила в реформатский храм, в домашнюю церковь, в библиотеку… Аналогичная организация «Возрождение» боролась с курением и алкоголем.
Но особенно великий миссионер любил родную Волынь, где трудился со всей энергией, на какую был способен. Теодосий стал прекрасным проповедником, завораживавшим аудиторию, сочетавшим ясное изложение библейских истин с патриотизмом и пониманием насущных проблем общества. И его любимым призывом было «молиться, чтобы Господь с неба сошел на украинскую землю, чтобы мы могли видеть Его не только в блеске религиозной формы, но прежде всего в повседневной жизни».
Польская администрация отнеслась к движению крайне неодобрительно – ее не устраивал ни его национальный характер (впрочем, никогда не изменявший церковности и чуждый какого-либо политиканства или экстремизма), ни ярко выраженный общинный, «соборноправный» уклад жизни украинских кальвинистов. Но самому режиму Пилсудского оставалось существовать уже недолго.
В самом начале Второй мировой войны, когда два диктатора разрывали Польшу пополам, Довгалюк был арестован и брошен в ровенскую тюрьму, где оказался дочиста ограблен, подвергся избиениям и пыткам – его заподозрили в шпионаже в пользу Германии. Поляки освободили проповедника буквально накануне захвата Ровно советскими войсками. С трудом он добрался до своего дома в Александрии – когда там уже заскрежетали гусеницами сталинские танки…
Установление советской власти принесло христианам Украины тяжелейшие страдания. Нечеловеческая жестокость режима Хрущева-Серова-Берии-Жукова была слишком известна в Польше, где при всех стеснениях украинского населения все же существовала свобода слова, печати и совести. Но советская действительность затмила наихудшие ожидания. Облавы НКВД шли одна за другой.
Теодосий решил остаться на родине и вести негласное сопротивление. Ему предлагали бежать в оккупированную Европу, но от гитлеровцев он также не ждал ничего хорошего, а главное – не считал себя вправе оставить общину без пастырского окормления.
В одну из ночей его схватили чекисты – и он, не сопротивляясь, пошел за ними, «как овца на заклание».
Более года Теодосий провел в той же ровенской тюрьме, куда попал еще при польской власти, поддерживая всеми силами других узников. Наконец, в конце 1940 года состоялся суд. Обвинение вменяло «подготовку вооруженного восстания против советской власти», «украинский национализм», «активную антисоветскую деятельность под прикрытием религии» и… шпионаж в пользу Польши, которой как государства уже не существовало. Приговор: 10 лет лагерей с поражением в гражданских правах.
О дальнейшей судьбе реформатора, поэта, мученика нам практически ничего не известно. В 1941 г. его видели в пересыльном лагере под Архангельском. Дошедший сначала в освобожденную от гитлеровцев Украину, а затем - в один из эмигрантских приходов Канады документ свидетельствовал о его смерти в 1943 г. на Соловках...
В лице Теодосия Украина потеряла одного из самых выдающихся христианских лидеров за всю свою (и русскую) историю, несгибаемого реформатора, патриота и борца за духовное возрождение своей многострадаль
ной страны. Но память о дивном пастыре жила в сердце народа – даже тогда, когда не было и тени надежды на возрождение Реформатской Церкви Украины, когда невозможно было и мечтать о том, что у ровенского вокзала поднимется белая свеча кальвинистского храма.
Кровь мучеников – семя Церкви Христовой. Этой твердыне стоять вечно. Мертвые не умирают, ибо у Бога все живы. Они и сегодня зовут нас к Нему.
* * *
Iди борись, бо кличе палко Дух,
Iди, бо кличе iдеал огнений,
Той iдеал свобода в Бозi, дух,
Що оживить народ наш сполонений!
Iди борись, бо кличуть рiднi люди,
Тi упослiдженi, затягненi в ярмо,
Iди змагайсь, нехай засяе всюди
Життя новее, щастя i добро!
Iди борись, бо кличуть тебе браття!
Кругом ще нiч, недоля, голод, лiд,
Iди, свiти, iди, пали багаття,
Iди, загрiй iх вiрою побiд!
Iди, iди, пали вогонь обнови
I хрест борнi у радостi неси!..
Життя в дiлах великоi любови,
А щастя в храмi волi i краси…
----------------------------------
Бiжiть, дiти,
Рвiте квiти –
У вiнок плетiть!
Бiжiть, милi,
На могилi –
Той вiнок зложить!
В тiй могилi нашi стрiльцi,
Що лягли в бою,
Що народню чашу горя
Пили за свою.
В тiй могилi наша слава –
Сонце наших втiх.
Цiнiть славу, щоб не впала
Ворогам на смiх!..
Наберiться сили, дiти,
На трунi святiй,
Щоб Украiну любити
I еднатись в нiй.
Щоб в любовi виростати
I серця сталить,
Щоб Украiну пiдняти
I на волi жить…
Бiжiть, дiти,
Рвiте квiти –
У вiнок плетiть!
Бiжiть, милi,
На могилi –
Той вiнок зложить! |