Будда. Религия "без бога"

Сиддхартха Гаутама родился в городе Лумбин вблизи непальской границы в семье кшатриев предположительно в 623 г. до н.э.. Его отец был местным царем. Детство Сиддхартхи прошло в роскоши. При рождении ребенка в Индии было принято приглашать астролога, который составлял гороскоп младенца. Как гласит легенда, астролог предрек, что новорожденный станет либо великим царем, либо учителем человечества. Желая, чтобы сын пошел по его стопам, отец всячески старался оградить маленького Сиддхартху от всего, что могло натолкнуть сына на философские размышления - от нищих, больных и т.д. Согласно преданию, однажды Сиддхартха, выехав из дворца, последовательно встретил на своем пути немощного старика, больного калеку и похоронную процессию. И тогда молодой принц подумал: "так неужели мы живем для того, чтобы в конце-концов заполучить старость, болезни и смерть?". Через несколько лет, ведомый поисками смысла жизни, Сиддхартха покидает дворец и присоединяется к группе саньясинов (нищенствующих монахов-странников).

Вместе с этими монахами он в течение 6 лет практиковал самоистязание, стремясь таким способом постичь истину. Однако это не помогало ему найти ответы на свои вопросы, он увидел бессмыленность такого пути. Однажды этого голодающего монаха встретила дочь пастуха Саджата, и напоила его молоком c рисом. Узнав о таком "чревоугодном" поступке, напарники Сиддхартхи покинули его. Далее свои духовные искания молодой Гаутама проводил в одиночку.

И вот однажды, сидя под смоковницей (по некоторым источникам - в окрестностях городка Бодх), Гаутама понял причину человеческих страданий. С этого момента он становится Буддой, то есть Просветленным. И именно с этого момента Сиддхартха Гаутама стал нести людям свое учение.

Четыре благородные истины Будды:

1. Существует страдание

2. Существует причина страдания

3. Существует возможность освобождения от страдания

4. Существует путь, ведущий к освобождению от страдания

"Вот, о монахи, благородная истина о страдании: рождение - страдание, старость - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание, пребывание с немилым - страдание, недостижение желаний - страдание и, словом, вся пятеричная привязанность к земному - есть страдание.

Вот, о монахи, благородная истина о происхождении страдания, это - Тришна (жажда), ведущая от возрождения к возрождению, вместе с радостью и вместе с желанием, которое находит здесь и там свою радость: жажда бытия, жажда тленности.

Вот, о монахи, благородная истина об уничтожении страдания: полное освобождение от этой Тришны конечная победа над страстями, их изгнание, отвержение, оставление.

И вот, о монахи, благородная истина о пути, ведущем к угашению всякой скорби; это поистине священный восьмичленный путь: правые взгляды, правая решимость, правая речь, правое поведение, правый образ жизни, правое усилие, правое направление мысли, правое созерцание".
Эммануил Светлов "Шакийский Отшельник"

"Кроме познания этих четырех истин, люди для достижения нирваны должны были освободиться еще от следующих "десяти цепей", приковывающих их к существованию: во 1-х, от заблуждения, что "я", индивидуальность или душа, неизменны; во 2-х, от сомнения в том, что существует путь к освобождению от перерождений; в З-х, от убеждения в том, что разные религиозные обряды - молитвы, жертвы, почитание религий и прочие обряды и церемонии ведут к спасению; в 4-х, от чувственных страстей и желаний; в 5-х, от ненависти и недоброжелательства к своим близким; в 6-х, от любви к земной жизни; в 7-х, от желания будущей жизни на небе; в 8-х, от гордости; в 9-х, от высокомерия и, наконец, в 10-х, от неведения."
К.М.Карягин "Сакиа-Муни"

Но суть буддизма не в теории, а в практике, благо некоторые из этих практик сохранились до наших дней.

Напомню, что в Индии верят в переселение душ. После смерти душа воплощается в другом новорожденном теле. И хотя буддизм трактует эти вещи по своему, отрицая само понятие души, все же цель буддизма - разорвать эту цепь рождений и смертей, чтобы избавиться от страданий. Это возможно с достижением нирваны - просветленного состояния, аналогичного тому, которого достиг Будда. После этого человек сам становится Буддой. То есть Будда - это не личное имя основателя буддизма, а название просветленного человека, который больше не будет рождаться в этом мире. И каждый может стать Буддой.

"Врата бессмертия открыты всем существам. У кого есть уши, пусть приходит, слушает Учение - и верит".
Джатака.

Буддизм - одна из немногих в мире "атеистических религий". В нем отсутствует понятие Верховного Бога-Творца. Но это все-таки религия, поскольку в буддизме есть главный, по моему мнению, компонент религии - духовные практики. И это настоящие духовные практики, а не примитивные занятия магией и спиритизмом.

Некоторые авторы находят общие черты в характерах Будды и Иисуса. Оба они, презирая сложившиеся общественные отношения, любили общаться с представителями "низших каст", проповедовали что-то типа "социального равенства". Оба не очень жаловали действующих священников (раввинов, браминов - не в названии суть). Наконец оба проповедовали сострадание, милосердие к людям.

Хоть в буддизме нету понятия любви к Богу из-за отсутствия такового, тем не менее эта религия наполнена любовью, любовью к людям и всему сущему.

Буддизм. Часть 2. Дзен.

В скором времени учение Будды распостранилось по всей Индии и далеко за ее пределами. Но из самой Индии, вскоре после смерти Гаутамы Будды, буддизм был вытеснен проповедником Шанкарой, который реанимировал милый сердцу индусов индуизм с его огромным пантеоном богов, мифологией, космогонией и кастовым строем. К слову, самого Будду космологические теории не очень интересовали. Фактически учение Шанкары - это традиционный индуизм "с примесью" буддизма.

В начале нашей эры буддизм разделился на две основные ветви - махаяну (Большая колесница) и хинаяну (Малая колесница). Поскольку махаяна распостранена в Китае, Корее, Японии и некоторых регионах Российской Федерации, то ее еще называют северным буддизмом, а распостраненную в Южной и Юго-Восточной Азии хинаяну - южным буддизмом (или же тхеравадой).

Последователи тхеравады утверждают, что состояние Будды является исключительно привилегией Гаутамы Шакьямуни. Остальные люди могут стать архатами - теми, кто достиг нирваны, но, в отличие от Будды, не обрел совершенного знания. Чтобы стать архатом, надо обязательно вступить в монашескую общину. Последователи махаяны же утверждают, что состояния Будды может достичь каждый, и даже не отказываясь от мирской жизни. Также в махаяне больше внимания уделяется состраданию и помощи другим. Высшим идеалом махаяниста является бодхисатва - человек, отказывающийся от покоя нирваны для того, чтобы помочь достичь нирваны другим людям. Есть и другие различия, которых я здесь касаться не буду.

Во многих регионах произошла смесь буддизма с местными языческими верованиями и обрядами. Так в Тибете от смешения с местной религией Бон-по возник буддизм-ламаизм, который перенял много черт от тантризма и древнего шаманизма. Позднее буддизм-ламаизм распостранился также среди уйгуров (Западный Китай), в Монголии, Туве, Бурятии и Калмыкии. В Японии вследствие смешения буддизма с местной языческой религией возник синтоизм (по-японски Синто - солнце). По всей Японии синтоистские храмы мирно соседствуют с буддийскими.

Но более популярна в мире (и более близка моему сердцу) другая ветвь японского буддизма - дзен-буддизм. В Японию он пришел из Китая, где его называють чень-буддизм. А в Китай, согласно преданию, это учение принес из Индии  странствующий монах Бодхидхарма (согласно другому преданию этот же Бодхидхарма, которым так восхищался Ошо, научил китайцев боевым искусствам).

Идрис Шах высказывает предположение, что возникновение дзен-буддизма связано с деятельностью в Индии суфиев, которые пришли туда вместе с иламскими завоевателями. Бог его знает, может и правда. Как и суфизм, дзен-буддизм, ничего не отрицая и ни с какими церковными догматами не конфликтуя, в одном месте имеет все ритуалы, традиции, философские и метафизические каноны, которыми буддизм после смерти основателя изрядно сумел обрасти, и делает упор исключительно на практику.

"Когда ученик спросил чаньского наставника, в чем смысл Дао (Пути), тот ответил:
- В простом, здравом смысле. Когда голоден, ем, когда устал, сплю.
- Но разве все делают не то же самое? - спросил ученик.
- Нет, - ответил наставник, - большинство не ощущают того, что они делают."

Чань-Буддизм (http://ariom.ru/litera/2001-html/cian-02.htm)

Приведу еще одну дзенскую притчу, которая мне очень нравится (пересказываю по памяти, может чего и напутал):

Один странствующий дзен-буддист, блуждая по горам, попал под грозу и ливень. Неподалеку он увидел буддийский храм, и поспешил туда. В пустом переднем помещении храма стояли три деревянные статуи Будды. Поскольку странник замерз и промок, он взял одну из статуй, поджег и развел костер, чтобы согреться. Но огня было мало, и он бросил в костер другую статую. Тут из боковых дверей выскочил настоятель монастыря и набросился на странника со словами:

- Что ты делаешь, это же Будда!

- Не волнуйся, я соберу из пепла частички его души и отдам тебе. - ответил странник.

- Ты что, сумасшедший? Какая душа может быть в куске дерева? - изумился настоятель.

- Ну если там нет души, можно, я брошу в костер и третью статую? - сказал странник.

 

 До встречи.
Владимир.

Вернуться на предыдущую страницу

Вернуться на главную страницу

Сайт управляется системой uCoz