Просматривая форум http://dvoe.far.ru/php/forum/, наткнулся на пост от Марианны с прекрасным описанием Иисусовой молитвы. Читайте ниже выдержки из ее высказываний. Поскольку г-жа Марианна живет в Германии, не серчайте на грамматические ошибки.

Исихазм. Часть 2. Иисусова молитва

«Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (ную)» – так в классическом варианте звучит эта молитва. С ней связана практика, называемая по-разному: «постоянная молитва», «умная молитва», «умное делание» или «исихазм» (от греч. «исихия» – тишина, безмолвие, покой).
Суть практики заключается в следующем. На первом этапе человек проговаривает эту молитву вслух очень много раз подряд (наставник задает количество повторений, которое отслеживается по узелкам четок – именно для этого у монахов четки, т.к. практика Иисусовой молитвы является для них обязательной). Постепенно, при должном усердии, он приходит в состояние, когда ум уже не отвлекается на посторонние мысли. Этот первый этап во многом сходен с различными медитационными практиками, цель которых – достижение концентрации ума и прекращение неуправляемого потока мысли. Но есть и отличие – человек обращается непосредственно к Христу, устанавливая с Ним всё более и более тесную связь, а происходящие изменения в сознании воспринимает не как собственные достижения, а результат своей просьбы «помилуй» – т.е. к минимуму сведена почва для гордости, и к максимуму – для благодарности (и первое, и второе -–необходимые условия правильного духовного роста).
Второй этап – когда человек научился произносить молитву не только губами, но всем сознанием (умом), он начинает опускать ум, произносящий молитву, в область сердца. Это может достигаться по-разному – вслед за своим дыханием, присоединяя слова к ударам сердца, или просто перемещаясь сознанием как бы «на лифте». Цель – научить ум как можно дольше, не отвлекаясь, пребывать в сердечном центре. Про сердце, как проводник высшего сознания, как высший духовный орган в человеке, говорят практически все религиозные учения. На этом этапе человек перерождается. Он открывает для себя неведомые доселе чувства и переживания. В него входит такая любовь ко всему сущему, о какой он и помыслить раньше не мог. Приходит ясновидение, прозрение в суть явлений; кроме того, он начинает видеть духовным зрением Свет – в христианстве он называется Фаворским светом (сияние преобразившегося Христа на горе Фавор). Об этом Свете, как божественном Первоначале всего сущего, знают так же все религии.
Третий этап – достижение совершенного безмолвия. Прекращается всякая словесная молитва; ум непреложно пребывает в сердце в единении с Богом. Св. Нил Сорский (один из отцов-исихастов, призывавших всех своих учеников к умному деланию) так писал об этом: «это есть созерцательное богомыслие, внутренняя молитва, совершаемая умом и сердцем, непреходящая в внешние выражения через слово, соединенная с созерцанием Божества и отгнанием всех помыслов, постоянное памятование вездеприсущия Божия. Сердечная или мысленная молитва есть как бы состояние богоподобия и соприсутствия с Богом, достигаемые через созерцание Его».
Умная молитва была тайной наукой, предметом тайного обучения, была «твердой пищею» (1 Кор. 3,2) для взрослых в вере, для пришедших в «возраст Христов», взамен «молока» для младенцев в вере. Это был христианский эзотеризм (внутреннее учение), наряду с внешним, катихитическим «огласительным учением». Это учение никогда не лежало на поверхности, поэтому как бы забывалось, но великие христианские святые вновь и вновь в разные века возрождали его к жизни, защищая от нападок «рационалистов» и скептиков, и наставляя в этой практике своих учеников.
В 19-м веке появилась книжка, авторство которой так и не удалось установить:

«Откровенные рассказы странника духовному своему отцу».

Очень увлекательно и поэтично в ней рассказывается об этой величайшей тайне и сокровище христианства. Книга стала одной из самых любимых и популярных, выдержав множество переизданий.
Ни в коем случае нельзя заниматься этим тем, кто подвержен частым бурным эмоциям, особенно отрицательным (гнев, раздражение, зависть, обиды, саможаление и т.п.). Сначала надо учиться гасить эти эмоции, отстраиваться от них, искать их корни. (В этом тоже помогает та же молитва, но произносимая уже с конкретной целью – получить помощь справиться с эмоциями). В момент физической боли та же молитва так же приносит значительное облегчение.

Техника Иисусовой молитвы представляет собой наследие православия. Исихазм - мистическое течение в христианстве, возникшее еще в 4-7 веках н.э., и возрожденное на Афоне и в России в 13-14 веках, представляет собой учение о пути единения человека с Богом через “очищение сердца” , сосредоточение и молитву. Вот как Григорий Синаит советует совершать Иисусову молитву: “С утра, сидя на скамье вышиной в 3/4 фута (прим. 25 см), принудь ум из места начальствования, [или из головы], сойти в сердце и удержи его в нем. Поникнув же головой как бы от утомления, а в груди, плечах и шее [от напряжения] испытывая чувственную боль, мысленно или душевно восклицай непрерывно: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.... Далее, сдерживай дыхание легких, чтобы не дышать без необходимости, так как слышание вылетающих из сердца вздохов омрачает ум, рассеивает мысли и, изгоняя ум из сердца, предает его плену забвения или вместо того незаметно настраивает его на заботливость о другом, чего приобретать не следует....”

Итак, следует сесть на невысокий стул, наклонив голову вперед, расслабить мышцы шеи. Руки лежат на коленях. Глаза можно закрыть, а можно, как в предыдущей методике, оставить полуприкрытыми и расфокусировать взгляд. Сосредоточьтесь на области сердца, или грудины на уровне сердца. Медленный вдох: Господи, Иисусе Христе... Медленный выдох: помилуй мя.

Время практикования Иисусовой молитвы каждый устанавливаем для себя сам. Даже, если вы будете заниматься этим всего 5 минут в день - уже польза несомненная: ведь вы научитесь концентрации, что является важной предпосылкой для любой качественной мозговой деятельности. Медленное дыхание повысит в крови уровень углекислого газа, а это стимуляция дыхательного центра, а также всех жизненно важных центров, расположенных рядом с ним в продолговатом мозге. Кроме того, концентрация и гиперкапния - хорошая предпосылка для испытания мистических состояний. Вот только ждать их не надо. Будет время - каждому откроется свое. Ожидание же может спровоцировать так называемое в христианстве “состояние прелести”, когда за божественные откровения принимаются мысли и образы, всплывающие из своего собственного (а возможно, и не только своего) бессознательного. Впрочем, если понимать это правильно, то общение со своим бессознательным может быть очень полезным и продуктивным в смысле самопознания. Иногда для того, чтобы увидеть небо, надо пробраться сквозь свою собственную преисподнюю. Вот только стоит всегда помнить, что это - преисподняя, а не райские кущи.

Иисусову молитву вы можете практиковать в любых сложных ситуациях, где требуется терпение и спокойствие. Для этого не важна поза и окружающая тишина. С медленным вдохом “вдыхается” Господи, Иисусе Христе. Иногда при этом хорошо представить золотой или белый свет, который как бы вливается в вас вместе с вдыхаемым воздухом. Помилуй мя - медленный выдох. Если у вас развито воображение, “выдыхайте” усталость, нетерпение, гнев, болезнь, лень и т.д. Несколько таких вдохов и выдохов и спокойствие плюс внутренняя тишина обеспечены.

Эта практика очень серьезное дело..... И прекращать произносить Иисусову молитву, опасно. Такое ощущение, что когда произносишь, к примеру каждый день по 100 раз, то вся негативная энергия оттягивается от тебя как тетива лука, а когда прекращаешь и хотя бы день не произносишь, то потом столько неприятностей на твою голову сыпится, что лучше из дома не выходить, правда и в доме их предостаточно на тебя набрасывается. Со мной это было постоянно, я начинала несколько раз, а потом из-за лени бросала, так 3 дня не могла жить спокойно:-((( От порезанного пальца и до ужасов на улице........И каждую минуту чегото случается в течении 3 дней..... Так, что хорошо надо подумать, прежде чем начинать этот путь......

____________________

К примеру сегодняшнее православие, ходят против солнца, крестное знамение 3 пальца, я нигде кроме православия не встречала...
А вот в древнем православии или как их называют старообрядцы у низ точно также крестятся, как в Индийской традиции складывают пальцы в Мудре Жизни.

Кстати я тут решила все крестные знамения на себе испытать, не просто мух гонять , а прочувствовать каждое движение.
Католическое 5 пальцев на меня не произвело никакого впечатления.
Православное 3 пальца было потепление
А вот от старо православного двухперстия, меня так бросило в жар, как будто огнем обожгло. И так было неделю пока я не привыкла.... После молитвы всегда потная была.... Сейчас уже привыкла, не потею....

____________________

Исихасты, это единственные в нынешнем православии которые работали над собой, через Иисусову молитву, за это их осудили, и даже некоторые монастыри были уничтожены, а монахи избиты, это было до революции. Сейчас к Исихастам в Православии двойственное отношение.
После изучения книг Староверов, мне честно говоря открылись такие тайны эзотерического мира, которые я даже не предпологала, что существуют в Религии. И для меня информация Исихазма или Имяславия, а также старообрядчества, стала как Университет работы над собой с помощью родной для меня веры. А то, что я узнала(да ничего не узнала), будучи в Православии, учившись в Богословском университете, опустилось до уровня "детского сада"

 Марианна

 

До встречи.
Владимир.

Предыдущий выпуск об исихазме читайте здесь: http://zarichnyj.narod.ru/rassylka37.htm

Вернуться на предыдущую страницу

Вернуться на главную страницу

Сайт управляется системой uCoz