Кальвинизм В наше время Кальвинистская Церковь больше известна под именем Реформатской. " Примерно в то же время, когда в Виттенберге началась реформация Мартина Лютера, реформационные идеи стали также распространяться в юго-западной Германии и в Швейцарии. В последней центром этого движения стал город Цюрих, а главой — один из священников собора этого города Ульрих Цвингли. Путем самостоятельного изучения Библии он пришел к убеждению, что Церковь нуждается в Реформации. Затем он ознакомился и с сочинениями Лютера. Поскольку условия для преобразований уже созрели, ему удалось с помощью цюрихского городского Совета осуществить их в церковной сфере и в сфере общественной жизни. Из церквей были изъяты иконы, а позже — алтари и органы, во время богослужений перестало звучать церковное пение, были отменены процессии. Число Таинств первоначально было сокращено до пяти. По-новому было организовано школьное обучение и попечение о бедных. Это началось в 1523 г. Управление Церковью из рук действующего епископа перешло к городскому Совету. Теологически Цвингли расходился с Лютером, прежде всего, в понимании Святого Причастия. Для Лютера Христос действительно присутствует "в хлебе и вине, с хлебом и вином и под хлебом и вином", даже если и не происходит никакого изменения субстанции. Для Цвингли же Святое Причастие — воспоминание ("...сие творите в Мое воспоминание"), посредством которого община присоединяется к своему живому Господу. Это представление о Причастии позже стало преобладать в "ново-протестантских церквах", особенно у баптистов" "Название пресвитерианских носят христианские церкви реформатского исповедания, существующие в англоязычных странах. Само название (пресвитерианская) отражает форму управления Церковью - через совет пресвитеров ("пресвитер" (греч.) - библейское название священника). Наряду с этим Церковь называется также Реформатской, что тоже не случайно, и вот почему. Рассматриваемое нами направление возникло в христианстве в XVI веке и стало итогом Реформации, произошедшей к тому времени в католической церкви. Тогда в результате активного развития книгопечатания большое число священников и простых людей получили возможность читать Библию в дешёвых, но качественных переводах на родные языки. Как подчеркивают историки, открывшееся несоответствие между существовавшей в то время в Церкви порочной практикой ритуализма, идолопоклонства, поборов с прихожан, назначений священников за деньги, а также утверждения, что спасение души можно заработать, и тем, что говорится об этом отношении в Библии Богом, заставило верующих искать пути очищения церкви. Под именем реформатских либо пресвитерианских известны христианские церкви всего мира. Они придерживаются одной доктрины, имеют одинаковую форму управления, хотя по-разному назывались в разных странах: в Голландии, Швейцарии и Германии это реформатские Церкви, в Англии и Шотландии - пресвитерианские, во Франции - гугеноты. Наряду с этим существуют и целые объединения. Это, например, Международный Совет Реформированных Церквей, Объединение Евангельских Реформатских церквей Украины и т. д" "В другом швейцарском городе — Женеве, которая в ходе борьбы с герцогами Савойскими примкнула к Швейцарской конфедерации, нашел родившийся во Франции теолог Жан Кальвин свою новую родину Он продолжил то, что начал в Цюрихе Цвингли, который как проповедник цюрихского ополчения погиб в 1531 г. в битве при Каппеле (в окрестностях Цюриха). При Кальвине евангелическое исповедание стало играть в жизни городской общины роль непререкаемого авторитета, вся жизнь горожан основывалась на этических принципах Библии. После продолжительной борьбы сторонники Кальвина в 1541 г. одержали победу и добились большинства в городском Совете Женевы. Заповеди Библии стали официальной основой совместной жизни людей. Кальвин был человеком, который в своей жизни неукоснительно следовал библейским принципам и стремился, чтобы они играли такую же роль и в жизни духовно направляемой им городской общины. Но в реформируемой Женеве временами случалось и так, что благочестие и строгость нравов оборачивались нетерпимостью и чрезмерным религиозным рвением. Женевский реформатор вел переписку с реформаторски настроенными людьми всей Европы. Он оказал большое влияние на становление реформатских Церквей во Франции и Шотландии, а также реформатских общин в Польше, Литве, Венгрии и других странах. Еще при его жизни Реформатские Церкви швейцарских городов преодолели теологические разногласия, и пришли к объединению. Но разногласия между реформатами и лютеранами со временем становились все глубже. В конце концов, отличительные особенности кальвинизма были закреплены в 1566 г., уже после смерти Лютера и Кальвина, в " Швейцарском Вероисповедании" ("Confessio Helvetica")" "Специалисты считают, что Реформация породила идею равенства и ответственности людей перед Богом, как и их равенство в обществе. Именно духовное пробуждение общества во времена Реформации, идеи Лютера и Кальвина об очищении веры - привели в итоге к демократическим изменениям в Швейцарии, Голландии и Британии, а затем в США да и по всей Европе. Не случайно указанные страны стали символом прогресса, и это подмечено не только учеными. Так, когда Петр I учился в Голландии, в которой к тому времени Реформация уже коренным образом изменила и Церковь, и общество, он увидел совсем иную жизнь, иные отношения между людьми. Это во многом дало толчок к развитию его сознания и, как мы знаем, повлекло за собой серьезные изменения в обустройстве России. Если говорить о тех временах, то реформатская вера пришла в Россию и Украину не только с Запада. В 1629 году православный патриарх Кирилл I Лукарис опубликовал Катехизис, то есть учебник для верующих, который по многим положениям совпадает с идеями Реформатских Катехизисов. То есть многие идеи Реформации не были чужды и восточной Церкви. Уже в XIX веке в Петербурге, Москве, Архангельске, Ярославле, в Поволжье и нас, на Украине, было зарегистрировано немало реформатских церквей. На западной Украине во время её вхождения в состав Польши действовало объединение Реформатских и Пресвитерианских Церквей, носивших название "Союз украинско-реформатских общин". Перед вхождением, в 39 году, Красной Армии в Западную Украину Украинская Евангелическо-Реформатская Церковь насчитывала 35 общин, которые входили в пять церковных округов. У венгерского населения закарпатской Украины также была своя Реформатская Церковь. Что же касается многонациональной Одессы, то христиане-реформаты появились здесь практически с момента основания города. Это были сбежавшие от революции французы, а также немецкие и швейцарские переселенцы, обосновавшие вокруг "жемчужины у моря" целые славившиеся изобилием поселения. Примером тому является Шабо - бывшая швейцарская реформатская колония. Все эти церкви были закрыты при советской власти, а их служители репрессированы." "Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви в 16 веке по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то французский юрист Жан Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Поэтому протестантская Реформация церкви по Кальвину — кальвинистское богословие — характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму. Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога , то есть верховная власть Бога во всём. Из этой доктрины следуют главные отличия кальвинизма от других христианских конфессий (католицизма, православия, евангелического протестантизма и пр.):
Среди других отличий кальвинизма от иных христианских конфессий можно отметить следующие:
Признавая доктрину о двойном предопределении, кальвинисты тем не менее говорят, что спасение подается только по вере во Христа и дела веры для спасения не нужны, но, по ним определяется истинна твоя вера или нет. Есть дела, значит есть вера." Кальвиниз быстро распостранился во Франции, где кальвинистов называли гугенотами. И, возможно, быть бы сейчас Франции протестантским государством, если бы не Варфоломеевская ночь, описанная в романе Дюма "Королева Марго".. Напоследок - немного критики. "Ми віримо , що оскільки ця свята громада є зібранням спасених і поза нею немає спасіння , ніхто не може віддалятися від неї , щоб залишатися наодинці , незалежно від свого суспільного становища і посади . Але всі люди повинні приєднатися до Церкви, підтримуючи єдність Церкви, підкоряючися вченню й настанові її, схилившися під ярмо Ісуса Христа, щоб служити братам і сестрам для духовного збудування тим даром, який як члену одного Тіла Бог надав йому. Щоб краще це виконувати, кожен має згідно зі Словом Божим остерігатися тих, хто не належить до Церкви, і приєднатися до цього зібрання, де б тільки Бог заснував його, навіть якщо влада й укази можновладців перешкоджають цьому і їм загрожує смерть чи тілесне покарання. Тож кожен, хто відмежовується від Церкви чи не приєднується до неї, чинить проти повеління Божого." Вот этого разделения людей на избранных и неизбранных я не приемлю. |
В Советском Союзе верующих не жаловали. Но если Русскую Православную Церковь лишь подвергли "чистке", убирая неугодных, то представители многих других кофессий репрессировались или уничтожались почти тотально. Незавидная учась постигла имеющую тесные связи с Западом Реформатскую Церковь. Об одном из мучеников за веру читайте очерк Андрея Штерна "Пастор Теодосий Довгалюк" . Пользуясь случаем, благодарю Андрея за теплые слова и предоставленные ссылки. |
Кальвинизм. Реформация. Христианство. Строгие костютмы, строгие обычаи... Их умеренный образ жизни, позже названный пуританским, напомиает мне философию Канта. Казалось бы, умеренность во всем - это срединный путь Будды. Но чего-то кальвинизму не хватает. Возможно, радости жизни? Возможно, мешает присущий всему христианству страх, страх перед дьяволом и адскими муками? Добровольно загнав себя в ею же созданные нравственные рамки, христианская Европа породила жестокую свободолюбивую философию Ницше и психоанализ Фрейда. Большую гадость совершил кто-то, подменив языческую естественность и умение радоваться жизни христианскими понятиями греха и суда Божьего, исковеркав то, чему учил Исус... Реформация возникла как движение очищения погрязшей в грехах Католической Церкви. Протестантство здорово помогло (и помогает сейчас) Католической Церкви исправлять свои недостатки. Но и Лютер, и Кальвин, пытаясь исправить Церковь, все же не смогли выйти за созданные до них ограничения и предубеждения. Я ни в коей мере не пытаюсь осуждать их за это - они сделали, что могли. До встречи. |
Вернуться на предыдущую страницу