„то такое Ѕибли€. „асть 1

ћногие считают Ѕиблию св€щенными письменами, каждое слово которых св€то. ћежду тем в Ѕиблии, в частности в ¬етхом «авете, есть много непон€тных и протиречивых мест, доходчиво обь€снить которые не может ни один богослов. ƒа и сама Ѕибли€ измен€лась со временем Ц одни тексты включались в нее, остальные выбрасывались.

¬ отличие от многих ведических, даосских, буддийских текстов, да и  орана, которые сохранились до сих пор в первозданном варианте, тексты Ѕиблии во многом €вл€ютс€ спорными. »менно поэтому, насколько мне известно, Ѕибли€ не пользуетс€ авторитетом в нехристианском мире.

ƒальше идет материал из ¬икипедии Ч свободной энциклопедии:

Ѕи́бли€ (от греч. βιβλια Ч книги, ед. ч. βιβλίον, уменьшительное от βίβλος Ч книга) Ч собрание древних текстов, созданных на Ѕлижнем ¬остоке на прот€жении 15 веков (XIII в. до н. э. Ч II в. н. э.), канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве —в€щенного ѕисани€.

ќбзор

Ѕибли€ состоит из двух частей. ѕерва€ по времени создани€ часть Ѕиблии получила у христиан название ¬етхий завет, а у иудеев “анах. Ёта часть Ѕиблии представл€ет собой комплекс книг, написанных до нашей эры, отобранных как св€щенные из прочей литературы древнееврейскими учЄными-богословами и при этом сохранившихс€ до наших дней на древнееврейском €зыке. “аких книг 39.

¬тора€ часть Ч Ќовый завет, Ч комплекс из 27 специфически христианских книг, написаных в IЧII вв. н. э., дошедших до нас на эллинистическом греческом €зыке. Ёто об€зательна€ и наиболее важна€ часть Ѕиблии дл€ христиан, котора€ в тоже врем€ категорически отвергаетс€ иуде€ми.

»слам, счита€ искажЄнными позднейшими переписчиками как ¬етхий «авет (арабский “аурат Ч “ора), так и Ќовый завет (арабский »нджиль Ч ≈вангелие), в принципе признает их св€тость, и персонажи обеих частей Ѕиблии (напр. »брахим (јвраам), ёсуф (»осиф), »са (»исус)) играют важную роль в исламе, начина€ с  орана.

—лово ЂЅибли€ї в самих св€щенных книгах не встречаетс€ и впервые было использовано применительно к собранию св€щенных книг на востоке в IV веке »оанном «латоустом и ≈пифанием  ипрским.

ѕо информации √ерманского Ѕиблейского общества (24 феврал€ 2005) Ѕибли€ полностью или частично переведена на 2377 €зыков народов мира, полностью издана на 422 €зыках.

 

11 книг —ептуагинты

≈сли 27 книг Ќового завета абсолютно едины дл€ всех христиан, то во взгл€дах на ¬етхий завет у христиан есть крупные разногласи€.

ƒело в том, что там, где в книгах Ќового завета цитируетс€ ¬етхий завет, эти цитаты чаще всего привод€тс€ по греческому переводу Ѕиблии IIIЧII вв. до н. э., именуемому, благодар€ легенде о 70 переводчиках, —ептуагинтой (по-латински Ч семьдес€т), а не по древнееврейскому тексту, прин€тому иудаистами и именуемому учЄными масоретским (по названию общества древних еврейских библеистов-богословов, Ђупор€дочивавшихї св€щенные дл€ евреев рукописи). ƒревнейшие христианские церкви Ч восточные, православные, и западна€, католическа€, принимают ¬етхий завет по тексту —ептуагинты.

¬ дошедшей до нас на эллинистическом греческом €зыке —ептуагинте, во-первых, на 11 книг больше, чем в древнееврейском тексте, а во-вторых, р€д канонических книг имеют ещЄ и греческие добавлени€ к своему тексту. ѕравославные включают эти 11 книг и вставки в остальные книги в ¬етхий завет, но с примечанием, что они Ђдошли до нас на греческом €зыкеї и не €вл€ютс€ каноническими. ¬ставки в канонические книги они став€т в скобки и оговаривают примечани€ми.

 атолики же, доверившись —ептуагинте, прин€ли эти тексты в свою Ѕиблию Ч раннесредневековый латинский перевод Ѕиблии, канонизированный западными вселенскими соборами, и просто приравн€ли их к остальным каноническим текстам и книгам ¬етхого завета, признав в равной с ними степени Ђбогодухновеннымиї. Ёти книги известны как девтероканонические или второканонические, и включают в себ€ “овит, »удифь, 1-ю и 2-€ ћаккавейские книги, ѕремудрости —оломона, —ирах, ¬арух, а также дополнительные главы в книгах ≈сфирь и ƒаниила. –азличные другие древние ортодоксальные церкви включают в свой канон помимо этих книг еще и 3-ю ћаккавейскую книгу, 151 ѕсалом, ѕсалмы —оломона, 2-ю и 3-ю ≈здры.

–еформаци€ XVI в. н. э., отбросив многие нововведени€ католичества, отвергла и внесение в ¬етхий завет несохранившихс€ на древнееврейском €зыке книг и частей книг. “ак делают Ћютеране, –еформаты, јнгликане (англикане часть неканонических книг всЄ же печатают в Ѕибли€х дл€ чтени€ верующими) и все прочие протестантантские деноминации.

јпокрифы

≈врейские раввины, начина€ с IV в. до н. э., и люди, сто€вшие у колыбели христианства во IIЧIV вв. до н. э., отбирали книги в ЂCлово Ѕожиеї из немалого числа рукописей, сочинений, пам€тников. Ќе вошедшее в отобранный канон осталось вне Ѕиблии и составл€ет апокрифическую литературу (от греческого ἀπόκρυφος Ч скрытый), сопутствующую ¬етхому и Ќовому заветам.

¬ своЄ врем€ де€тели древнееврейской Ђ¬еликой синагогиї (административно-богословского учЄного синклита IVЧIII вв. до н. э.) и последующих еврейских авторитетных дл€ верующих кругов и сообществ, а в христианстве де€тели, оформившие его на начальном пути, немало потрудились, проклина€, запреща€ как еретические и расход€щиес€ с общеприн€тым текстом и просто истребл€€ неугодные им книги. ¬от почему апокрифов сохранилось относительно немного Ч чуть более 100 ветхозаветных и около 100 новозаветных. ќсобенно обогатили науку последние раскопки и открыти€ у ћЄртвого мор€ в »зраиле. јпокрифы, в частности, помогают нам пон€ть, какими пут€ми шло формирование христианства, из каких элементов складывалась его догматика. ¬етхозаветные апокрифы менее подчищены позднейшими ревнител€ми строжайшего монотеизма и потому помогают у€снить корни древнееврейской религии.

»стори€ Ѕиблии

 ниги ¬етхого завета создавались на прот€жении значительного промежутка времени: с XIII в. до н. э до IV в. до н. э. —читаетс€, что канонические книги ¬етхого «авета были собраны воедино Ђбогодухновеннымї писателем, книжником ≈здрой, жившим приблизительно за 450 лет до н. э., а оба завета были впервые сведены в каноническую форму на —оборе, который состо€лс€ в  арфагене в 397 г. (по другим источникам Ћаодикийским собором 363 г.). ƒокументов этих соборов не сохранилось, но доподлинно известно, что уже в V веке Ѕибли€ делилась на ¬етхий и Ќовый «авет.

Ќаиболее древними рукопис€ми Ќового «авета считаютс€ кодексы:

¬се они датируютс€ (палеографически, то есть на основании Ђстил€ почеркаї) IV в. н. э. язык кодексов греческий.

¬ 382 г. »ероним —тридонский перевЄл ¬етхий завет с греческого на латинский; в переводе ¬етхого завета »ероним основывалс€ на —ептуагинте. Ётот перевод стал известен как ¬ульгата Ч Editio Vulgata (vulgatus означает Ђшироко распространЄнный, общеизвестныйї).   500 г. Ѕибли€ была переведена более чем на 500 €зыков, а столетие спуст€, в 600 г., использование Ѕиблии в «ападной ≈вропе было ограничено лишь ¬ульгатой. Ёто св€зано с доминированием –имской католической церкви, продлившимс€ около 1000 лет и известным как —редние века.

¬ 1380 г. профессор ќксфорда ƒжон ¬иклиф сделал первые рукописные переводы ¬ульгаты на английский €зык. ќдин из последователей ¬иклифа ян √ус активно проповедовал его идеи: что люди должны сами читать Ѕиблию на своЄм €зыке. «а такие речи в 1415 г. √уса сожгли на костре, дл€ растопки использовав перевод Ѕиблии ¬иклифа. ѕеред смертью √ус фактически предсказал с точностью до годов начало –еформации.

¬ 1450 г. »оганн √утенберг изобрЄл книгопечатание и дл€ начала напечатал Ѕиблию на латинском. ¬ 1517 г. ћартин Ћютер Ч идеолог –еформации, сформулировал свои знаменитые 95 “езисов и напечатал перевод Ѕиблии на немецкий.

ѕервый документально подтверждЄнный канон установлен лишь со времени нового “ридентского собора, созванного во врем€ реформации в 1545 году и длившегос€ до 1563 года. ѕо распор€жению этого собора была уничтожена масса книг, признанных апокрифическими, в частности, ЂЋетописи о цар€х иудейских и израильскихї.

ѕервоначально книги Ѕиблии не делились на главы и стихи. ѕрин€тое ныне деление было введено  ентерберийским епископом —тефаном Ћангтоном (умер в 1228 г.). ¬ 1214 г. он разделил на главы текст латинской ¬ульгаты, и это деление было перенесено в еврейский и греческий тексты. —тихи были пронумерованы вначале —антесом ѕанино (умер в 1541 г.), затем, около 1555 г. Ч –обером Ётьеном. —уществующа€ ныне система глав и стихов впервые по€вилась в английской Ѕиблии 1560 года. ƒеление не всегда логично, но от него уже поздно отказыватьс€, тем более что-либо мен€ть: за четыре века оно осело в ссылках, комментари€х и алфавитных указател€х.

„асть 2

 ак говоритс€, чтобы узнать истину, нужно услышать оба мнени€. —егодн€ хочу порекомендовать две рассылки:

ƒавайте разберЄмс€ с... Ѕиблией (http://r.mail.ru/cln2649/content.mail.ru/arch/arch_18277.html)

 –≈—“ќ¬џ… ѕќ’ќƒ  (Ќ≈ —в€тое ѕисьмо) (http://subscribe.ru/catalog/religion.biblia)

—начала € отнесс€ к ним скептически, но потом почитал немного выпуски этих рассылок - и зауважал авторов. ¬ообще в –унете можно найти интересные вещи - пусть спр€чутс€, как говорит «адорнов, "тупые американцы".

Ќе поймите мен€ превратно: € не €вл€юсь противником христианства, или, к примеру, иудаизма (антисемитом € тоже не €вл€юсь). ѕросто привык ничего не принимать "на веру", бездоказательно.

ћне запомнились слова одного американского проповедника, услышанные в начале 90-х годов (не знаю, к какой конфессии он принадлежит, кажетс€, п€тидес€тник).  огда его спросили о сотворении мира согласно Ѕиблии, он ответил: Ђя не знаю, как это происходило на самом деле. Ёто было очень давно, и мен€ этот вопрос мало волнует. ћо€ цель Ц донести вам весть об »исусе, который может помочь каждому из васї.

¬от таких христиан € уважаю.

„асть 3 (не последн€€)

 од да ¬инчи

я не мог пройти мимо этого фильма, наделавшего столько шума. ‘актически этот выпуск рассылки €вл€етс€ приглашением к дискуссии.  ак сказал мой знакомый, у которого € и переписал DVD-диск с фильмом " од да ¬инчи", "спасибо церковникам за рекламу этого фильма". ѕочему же он так взбудоражил ÷ерковь, в частности  атолическую? ѕочему ÷ерковь не пытаетс€ остановить захлестнувшую наши экраны волну насили€ и жесткого порно? ѕочему ÷ерковь не волнуют разные "укротительницы вампиров" и "похитительницы гробниц"? ј " од да ¬инчи" их зацепил. Ёто из разр€да "на вре шапка горит", что ли?

ј ведь ничего особенного в этом фильме нет. Ћично на мен€ он большого впечатлени€ не произвел. ќ том, что свастика, повернута€ в другую сторону, €вл€етс€ древним буддийским или даже добуддийским символом, написано много.  ак и о том, что в гестапо существовал особый отдел, изучающий магию, астрологию, мистику и пр., и отправл€щий многочисленные экспедиции в “ибет, откуда эту свастику и привезли. ќ том, что большинство христианских обр€дов позаимствованы из древнего ≈гипта, говорил √урджиев (ѕ.”спенский "¬ поисках чудесного"). ј что касаетс€ главной сюжетной линии фильма, то даже если допустить, что действительно ћари€ ћагдалина была женой или любовницей »суса и забеременела от него, ну и что из этого? ¬едь каждому, знакомому не только с христианством, известно, что лини€ преемственности, передача знаний, умений, тайна ѕосв€щени€ идут не от родителей к дет€м, а от учител€ к ученикам. ƒаже если живут сейчас среди нас потомки »исуса ’риста, вр€д ли они €вл€ютс€ посв€щенными учител€ми.

√лавна€ иде€ фильма: »исус ’ристос не Ѕог, а обычный земной человек (Ѕудда, кстати, тоже был не Ѕогом, а обычным человеком, достигшим в результате духовных практик ѕросветлени€). „то же, лично € не отрицаю такой версии. я не мусульманин и не —видетель»еговы,, но, подобно Ћьву “олстому, мой ум не воспринимает Ќепорочного «ачати€ и —в€той троицы. ћожет, € просто не достиг определенного уровн€ дл€ понимани€ этих тайн. Ќо, пока не достиг, семнени€ остаютс€ :).

¬ индуизме тоже есть сво€ “роица: ¬ишну, Ѕрахма и Ўива.  ришнаиты, кстати, утверждают, что »сус был инкарнацией Ѕрахмы. ј поскольку  ришна - инкарнаци€ самого ¬ишну, то он круче »суса. ќ кришнаитах € уже немного писал ( http://zarichnyj.narod.ru/rassylka4.htm ). Ќо преимущество индуизма (который отнюдь не ограничиваетс€ последовател€ми Ѕхактиведанты) в том, что там все св€щенные письмена и ритуалы считают мифологическими символами, скрывающими насто€щую духовную сущность. »ндусы всегда были идеалистами, мистиками. люди же материалистического «апада пытаютс€ воспринимать Ѕиблию буквально. ћой старший сын недавно спросил мен€: "ѕапа, кто древнее - јдам и ≈ва или люди пещерного века? ¬едь јдам и ≈ва на рисунках ƒетской библии выгл€д€т как современные люди, соответственоо - они жили позже каменного века." „то бы вы ему ответили на моем месте? :)

ѕисьмо 1: я книгу не читала. Ќе хотелось разочаровани€. Ќо фильм посмотрела.
ќдин из немногих фильмов за последние годы, на котором € забыла о моих проблемах. ƒетектив в стиле »ндианы ƒжонс. я люблю такие фильмы. ј сюжет? Ќу по этому вопросу с  ураевым мы точно солидарны.  ак он правильно сказал "“олько дурак будет бо€тьс€ этого фильма". ”мница. ”важаю. ’от€ по сути мы с ним вроде как "враги"... я читаю Ѕлаватскую, а к ней у него, как служител€ культа "нехорошее" отношение. Ќу что поделаешь. ѕолитика. я собственно вот о чем. ¬ фильме увидела отношение автора к ÷еркви. ¬ образе монаха, который умира€, сказал "я призрак". ¬от и ÷ерковь считаю тоже
стала уже таким призраком. √олым королем. » книга, и фильм, пусть и не пр€мо, а образно, но говор€т об этом. ј король то голый! ¬от чего им нужно бо€тьс€. я дит€ своего времени. Ћюблю приходить в церковь, но только когда никого там нет, ни попов, ни наших православных ведьм, этих злых старушек, оккупировавших территорию их любимого Ѕога, люблю посидеть, помолчать, поговорить с —аровским,или с кем другим, кто хочет со мной поговорить, и послушать.¬о всем остальном не испытываю потребности. ¬ообще сейчас происходит, как сказал мой муж, ренессанс средневековь€. —трашно или стыдно? ѕока
только второе. Ќедавно на одном сайте, этот вопрос обсуждали. Ќо там один вмешалс€. ќчень был в вере. ѕыталс€ шикать. я не верю в непорочное зачатие. » € не верю в Ѕога. Ќо € верю что есть ѕосв€щенные, и есть жизнь после смерти, и есть то что мы
не знаем. » понимаю, что вполне возможно, что зачатие и произошло "непорочно", но это не Ѕог, а что-то чего мы еще не знаем. ћожет человечество через многие эоны веков будет размножатьс€ таким же способом? Ёто ∆изнь. ј ÷ерковь нагородила вокруг этого кадил, свечек, правил, что даже и дышать нечем, кака€ уж тут жизнь. ≈динственное что мен€ радует и всел€ет надежду, что ∆изни это не нужно, и рано или поздно это все должно уйти. ћаргарита

 

 

 ƒо встречи.
¬ладимир.
ѕродолжение темы "„то такое Ѕибли€?" смотрите здесь: http://zarichnyj.narod.ru/rassylka41.htm

¬ернутьс€ на предыдущую страницу

¬ернутьс€ на главную страницу

–°–∞–є—В —Г–њ—А–∞–≤–ї—П–µ—В—Б—П —Б–Є—Б—В–µ–Љ–Њ–є uCoz